В мае 2020 года «Весьма» разбирался в непростой ситуации с увольнением известного в Магадане лыжного тренера с 20-летним стажем Александра Черепанова из городской спортивной школы олимпийского резерва по лыжным гонкам имени Елены Вяльбе (СШОР).
История обнажила неприглядные стороны жизни cпортшколы:
- убогое материально-техническое оснащение лыжных баз,
- битва некоторых тренеров за детские «души» (финансирование подушевое, и от количества воспитанников зависят зарплаты тренерского состава),
- подковерные интриги взрослых, вредящие неокрепшей детской психике, а главное, мешающие полноценному занятию ребят любимым видом спорта.
Прошел год. В СШОР назрел новый скандал. Как и в прошлый раз, проблему поднимают родители юных лыжников.
По рассказам магаданцев, одна из причин конфликта – непонятная им избирательность директора спортшколы в определении состава группы, которая поедет на летнюю подготовку за пределы региона за счет областного бюджета. И в целом в ореоле "тайны", созданном руководством СШОР и его приближенными вокруг этой поездки.
Директором школы олимпийского резерва, напомним, является Максим Смирнов, он же – президент региональной Федерации лыжных гонок.
Одним из учредителей Федерации является Сергей Смирнов, брат Максима. Он же – председатель Магаданской городской Думы.
Объясняем, с чего все началось.
Понятие «Школа олимпийского резерва», как сказал «Весьма» старший тренер Центра спортивной подготовки Игорь Исаченко, подразумевает занятие высшим спортивным мастерством, которое начинается с разряда «кандидат в мастера спорта».
Чтобы готовить из ребят-лыжников кандидатов и мастеров, их нужно: 1) тренировать круглогодично; 2) регулярно вывозить на межрегиональные и всероссийские соревнования.
Со вторым пунктом худо-бедно в последнее время что-то получается, хотя и здесь у родителей есть вопросы. По их мнению, принцип отбора в сборную не имеет отношения к олимпийскому: «Едет тот, кто больше трудился и показал лучшие достижения».
Но с первым пунктом, круглогодичными тренировками, – совсем беда.
В условиях Магаданской области летняя подготовка лыжников нереальна: для этого у нас нет ни одной оборудованной лыжероллерной трассы. Роллеров, к слову, в детских спортшколах тоже нет.
Выход – вывозить детей летом в другие регионы, где есть возможности полноценно тренироваться, а заодно укреплять здоровье юных спортсменов-северян солнцем и свежими фруктами-овощами.
Однако централизованно колымских лыжников-бегунов на летние сборы не вывозят уже много лет – для этого в финансировании спортшколы (олимпийского, на секундочку, резерва!) не предусмотрены деньги. Почему-то.
В год за бюджетный счет удается выехать двум-трем, от силы четырем воспитанникам СШОР. Остальных отправляют родители за свои деньги.
И тренеры едут с ребятами тоже за свои деньги – полученные отпускные. И сами оплачивают дорогу, потому что у СШОР, как утверждает директор, нет возможностей возмещать им расходы на проезд, проживание и еще платить зарплату за тренерско-воспитательскую работу на выезде.
То есть, фактически тренеры, горящие своей работой и стремящиеся воспитать хороших спортсменов, работают на износ, без отдыха и личной жизни, на голом энтузиазме.
Когда-то он, голый энтузиазм, должен был закончиться. Такой момент настал нынешней весной, а горящей спичкой под пороховой бочкой послужила случайно раскрытая тайна.
Заключается тайна в том, что директор СШОР и один из приближенных к нему тренеров, минуя весь остальной коллектив, обратились в областной департамент физкультуры и спорта с предложением принять в качестве эксперимента специальную программу по летней выездной подготовке группы перспективных воспитанников спортшколы. И «выбить» под нее отдельное бюджетное финансирование.
Департамент инициативу поддержал. Об этом его руководитель Борис Хейнман говорил, в частности, старшему тренеру Игорю Исаченко, когда тот наводил справки: «Что происходит? Доходят слухи, а достоверной информации, обсуждения вопроса нет».
Обсуждения нет до сих пор. Но есть список детей, которые поедут на летние сборы. Его составляли, как считают родители других детей, кулуарно директор СШОР и один тренер – тот самый, приближенный.
Он же едет на сборы во главе группы. Тоже за бюджетный счет, с сохранением среднего заработка, с оплатой дороги и т.д.
А в список вошли далеко не все спортсмены с наилучшими результатами.
«Состав спортсменов определен единоличным решением руководителя СШОР из числа воспитанников только одного отделения базы №24 и был согласован руководителем областного департамента физкультуры и спорта.
Данные спортсмены имеют высокие показатели, но не являются лидерами в своих возрастных категориях.
Отбор участников в данной вариации изначально противоречит целям, поставленным экспериментальным проектом, финансирование которого осуществляется за счет средств областного бюджета.
Лучшие спортсмены города и области не попали в состав экспериментальной группы», - утверждают родители.
Фото: flgr.ru