Филипп Преображенский

Филипп Преображенский: "Отставка Владимира Печеного с поста губернатора была случайностью?"


Фото ТАСС

Отпуск – это не только время для отдыха, релаксации и поправки здоровья. Каникулы можно использовать, в том числе, и для погружения в отдельные проблемные темы, с которыми не удалось детально разобраться в суете рабочих будней.

Одним из проблемных вопросов, который, полагаю, до сих пор продолжает заботить многих жителей Магаданской области, является вопрос о причинах отставки в мае 2018 года Владимира Печеного. Не сомневаюсь, что кто-то имеет ясное представление и располагает достоверной информацией, как говорится, из первых рук. Но вот «страшно узок их круг», да и я себя к этой группе магаданцев никак отнести не могу. Поэтому продолжаю собирать информации по данному вопросу. Поиски ответа на вышеозначенный вопрос об отставке (причем весьма неожиданной для большинства жителей Колымы) вывели меня на одну организацию - Центр экономических и политических реформ (далее – ЦЭПР, сайт Центра: http://cepr.su). 

Сразу скажу, что организаций, подобных ЦЭПР, в России предостаточно. Занимаются они экономическими и политическими исследованиями, составляют рейтинги, проводят мониторинги социально-политической обстановки и т.п.Минувшей весной ЦЭПР представил результаты исследования под названием: «Рейтинг эффективности регионального управления: влияют ли результаты социально-экономической политики на назначение глав субъектов Российской Федерации?». 

Знакомство с этим, достаточно внушительным по объему документом (более 100 страниц), позволило отчасти приподнять «вуаль», которой окутана отставка губернатора Колымы Владимира Печеного. Поэтому спешу предложить и вам познакомиться с отдельными фрагментами исследования, проведенного экспертами ЦЭПР.

Итоговый доклад ЦЭПРа начинается такой вот вводной:«В течение последних лет произошло значительное обновление губернаторского корпуса. ЦЭПР поставил перед собой задачу – выявить, была ли связана смена глав регионов с результатами их социально-экономической политики, а также дать общую оценку динамике развития субъектов Российской Федерации в их сравнении друг с другом».В этом лаконичном введении содержится, пожалуй, самый важный и для магаданцев вопрос: была ли связана отставка Печеного с результатами социально-экономической политики губернатора и его команды? 

Чтобы ответить на этот вопрос эксперты ЦЭПРа сделали следующее:«Выбрали показатели, позволяющие в динамике оценить результаты управленческой деятельности руководства регионов. Разумеется, когда речь идет о сложных процессах, связанных с социально-экономическим развитием, роль играет целый комплекс различных факторов (в том числе, значительное влияние международных и федеральных трендов, деятельностивертикально-интегрированных компаний и т.д.). 

Однако при принятии решения о качестве работы команды, руководящей регионом, нельзя не учитывать, как меняются объективные статистические показатели. Мы выделили следующие группы показателей:

1) показатели экономического развития (динамика ВРП, индексы промышленного производства и производства продукции сельского хозяйства, динамика объема инвестиций в основной капитал);

2) финансовые (бюджетные) показатели (динамика доходов региональных бюджетов, отношение верхнего предела государственного внутреннего долга к доходам региональных бюджетов и ряд др.);

3) экономико-социальные показатели (динамика безработицы, индекс потребительских цен, динамика средней заработной платы);

4) демографические показатели (динамика: численности населения, коэффициентов рождаемости и смертности);

5) показатели в сфере здравоохранения и образования.Отчетным периодом в исследовании стало время второй волны «большого кризиса» – т.е. с 2014 года и по настоящее время (март 2019 года)».

Авторы исследования разделили 85 российских регионов (республики, края, области и т.д., именуемые также субъектами РФ) на три группы:- те, в которых глава начал руководить субъектом (в статусе временно исполняющего обязанности (ВРИО) или в должности главы) до 1 января 2014 года, – «губернаторы-старожилы»;- те, в которых глава начал руководить субъектом (в статусе ВРИО или в должности главы) в течение 2014-2016 гг. – «опытные губернаторы»;- те, в которых глава начал руководить субъектом (в статусе ВРИО или в должности главы) в течение 2017-2019 гг. – «губернаторы-новички».

Так как смена губернатора в Магаданской области произошла в 2018 году, то Колыма была включена в группу регионов под названием «губернаторы-новички». Всего таких регионов набралось 20.

Касательно 20 регионов, в которых смена власти произошла в 2017-2018 гг., авторы исследования указывают: «Мы рассмотрели динамику социально-экономических показателей в этих регионах за период с 2013 года по 2017 год (то есть предшествующий смене глав во всех этих субъектах) и сопоставили их с динамикой тех же показателей в других регионах. 

Подчеркнем: мы не оценивали социально-экономическую динамику в этих регионах после прихода к власти новых глав, то есть мы не проводили даже косвенной оценки работы новых глав. Была поставлена иная цель – выявить связь между сменой глав в регионах в 2017-2018 гг. и динамикой основных показателей социально-экономическогоразвития в этих регионах в предшествующий период».

А вот на следующий абзац из доклада ЦЭПР прошу обратить особое внимание: «В качестве гипотезы была выдвинута идея о том, что в рейтинге всех 85 регионов РФ за период 2013-2017 гг. динамика показателей, где глава сменился в 2017-2018 гг., была сравнительно менее благоприятной. Такие результаты показали бы, что смена глав в этих регионах стала следствием, в том числе, ухудшения социально-экономических показателей. 

Однако после ранжирования регионов РФ по показателям за период 2013-2017 гг. было выявлено ОТСУТСТВИЕ ТАКОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ».Отмечу, что фраза: «отсутствие такой закономерности», выделена мной не случайно. Многочисленные рейтинговые таблицы, составленные авторами исследования на основе анализа двух десятков показателей, демонстрируют, что к началу 2018 года социально-экономическая ситуация в Магаданской области не была такой уж критической в сравнении с другими российскими регионами. 

Вот несколько примеров. В рейтинге «Средняя динамика валового регионального продукта за 2013-2017 гг.» Магаданская область заняла 4-е (!) место из 85 субъектов РФ. В рейтинге «Средний индекс производства продукции сельского хозяйства» - 5-е место. В рейтинге «Средний индекс промышленного производства» - 29-е место. Еще в одном экономическом рейтинге – «Средняя динамика объема инвестиций в основной капитал» - у Колымы 24-е место. А в рейтинге «Средний индекс потребительских цен» регион занял 16-е место.Как видите, показатели экономического развития на вполне достойном уровне, а по отдельным показателям Магаданская область даже вошла в ТОР-10.

Показатели финансово-бюджетной деятельности региона были чуть хуже. Но при этом регион не «плелся» в хвосте списка, а занимал позиции в первой его половине: в рейтинге «Средняя динамика доходов регионального бюджета» Магаданская область на 34-м месте; в рейтинге «Среднее отношение верхнего предела государственного внутреннего долга к доходам региональных бюджетов» на 38-м месте из 85 регионов.По таким показателям, как «Средняя динамика коэффициента рождаемости» и «Средняя динамика коэффициента смертности» Колыма заняла 37 и 39 места соответственно.

«Провалы» у Магаданской области все же были. Так, в рейтинге «Средняя динамика численности населения» регион занял 55-е место. Наблюдались «провалы» в развитии сферы образования: в рейтинге «Средняя динамика численности населения на одно общеобразовательное учреждение» у Колымы 53-е место, а в рейтинге «Средняя динамика доли (%) детей, охваченных дошкольным образованием» - 83-е место! Проанализировав порядка двух десятков показателей, эксперты ЦЭПР констатируют:« В рейтингах по показателям всех групп не наблюдается зависимости между сменой главы региона в 2017-2018 гг. и положением региона в рейтинге за предшествующий период. 

Например, в рейтинге для показателя динамики ВРП за период 2013-2017 гг. субъекты, где глава сменился в 2017-2018 гг., достаточно равномерно распределились по рейтингу и попали как в число лидеров, так и в число аутсайдеров».

Приведенные мной примеры, взятые из доклада ЦЭПР, свидетельствуют о том, что Магаданская область по итогам социально-экономического развития в период с 2013 по 2017 годы имела как весьма высокие показатели и, в этой связи, заняла верхние места в рейтингах. Но имели место и скатывания на низовые позиции.

В разделе доклада «Губернаторы-новички» эксперты ЦЭПР резюмируют:«…Если рассматривать ситуацию со сменой глав в целом, то очевидно отсутствие зависимости факта смены главы и сравнительных достижений региона по основным показателям социально-экономического развития. Это касается показателей всех групп: экономических, финансовых, демографических, социальных. 

В отдельных случаях можно говорить о небольшой зависимости: например, в рейтинге по показателю средней динамики безработицы регионы, где смена главы произошла в 2017-2018 гг., преимущественно группируются в нижней части рейтинга, а в рейтинге по средней динамике доли детей, охваченных дошкольным образованием, в ТОП-8 не попало ни одного такого региона. 

Но и для таких случаев эта зависимость весьма эфемерная: значительная часть регионов, где глава сменился в 2017-2018 гг., попали в верхнюю часть рейтинга, так что в целом это выглядит скорее как случайность, а не закономерность».


Оригинал

Материалы в рубрике "мнение" могут не совпадать с мнением редакции.


Новая группа "Весьма" в WhatsApp: 

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

И наш канал в Telegram:

ПОДПИСАТЬСЯ





Независимый информационный портал

Телефоны редакции: 

8-924-851-07-92


Почта: 

vesmatoday@gmail.com

     18+

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Яндекс.Метрика