В понедельник, 24 июля, в России вступил в силу закон о запрете на операции по смене пола.
Соответствующий документ с подписью президента опубликован на официальном портале правовой информации.
Изменения коснулись действующего закона об основах охраны здоровья граждан, в котором появилась новая статья, запрещающая медицинское вмешательство по смене пола. Речь идет как о хирургическом вмешательстве, так и о лекарственной терапии.
Под исключения попадают вмешательства, связанные с лечением врожденных аномалий и пороков развития, связанных с нарушением формирования половых органов у несовершеннолетних. Утверждать такую операцию будет врачебная комиссия медицинских организаций, подведомственных Минздраву РФ.
Закон запрещает менять гендерный маркер в паспорте (графа «Пол»), проводить операции, связанные с трансгендерным переходом, а людям, изменившим гендерный маркер, запретили усыновлять детей.
Кроме того, закон позволяет аннулировать браки, если в паре один из партнеров сменил гендерный маркер.
Авторы инициативы о запрете «смены пола» объясняли, что поправки необходимы, чтобы «сохранить для потомков Россию — с ее культурными и семейными ценностями, традиционными устоями, ставя барьер на пути проникновения западной антисемейной идеологии».
Госдума приняла закон 14 июля, Совет Федерации одобрил поправки 19 июля.
После вступления в силу законопроекта (24 июля) аннулируются все выданные после операции справки о смене пола, если эти люди еще не успели поменять паспорт.
Как отмечает РБК, специалисты законопроект раскритиковали, поскольку «транссексуализм» в действующей в России Международной классификации болезней является психическим расстройством.
Таким образом, «запрет на такого рода вмешательство — на смену пола, на гормональную терапию — это прямой отказ человеку в медицинской помощи», поясняла исполнительный директор Национальной психиатрической ассоциации России Любовь Виноградова.
Психиатр-сексолог Олег Старостин также говорил, что «переход — это помощь в обретении собственной идентичности, это приводит к снижению риска развития депрессий и суицидов у этих лиц».
Большинство транслюдей испытывают гендерную дисфорию — так называется чувство дискомфорта от несоответствия гендерной идентичности приписанному при рождении полу. Оно приводит к развитию тревожных и депрессивных расстройств и может стать причиной очень тяжелых состояний, вплоть до суицида. Часто такая дисфория порождает желание привести в соответствие внутренние ощущения с внешним видом и документами.
При этом кому-то достаточно поменять стиль одежды и имя, кто-то начинает гормональную терапию, кто-то делает одну или несколько операций, а кто-то меняет документы и гендерный маркер в паспорте (а некоторые — все или часть из перечисленного).
Операции стоят денег, к тому же не каждый человек готов решиться на хирургическое вмешательство — поэтому не все транслюди идут на операции. И не все транслюди принимают гормональные препараты — это зависит от выбора конкретного человека. При этом российские власти лишили трансгендерных людей даже возможности поменять маркер в документах.