Украина требует от запада и НАТО гарантии безопасности для обеспечения существования страны. Несмотря на месяцы разговоров на эту тему, западный альянс по-прежнему разделен в вопросе, как такие гарантии должны быть реализованы.
Должен ли НАТО, к которому Украина стремится присоединиться, вести этот разговор? Или крупнейшие военные державы мира должны предоставить индивидуальные гарантии? Должны ли быть какие-либо гарантии, кроме членства в НАТО?
Издание POLITICO попыталось получить ответы на эти вопросы. Они пообщались с дипломатами стран запада, чиновниками НАТО, экспертами и политологами.
По словам дипломатов, все эти вопросы остаются открытыми, хотя до начала ключевого саммита НАТО в Вильнюсе всего месяц. Украина определила саммит как своего рода крайний срок, подталкивая союзников к принятию четких обязательств на собрании о том, чтобы впустить Украину в НАТО и, таким образом, обеспечить гарантии безопасности.
«Украина является самой опытной страной в мире по отказам от НАТО. Нам нужна ясность, что членство Украины в НАТО неизбежно и не будет своего рода разменной картой», — высказывалась по вопросу вступления в НАТО вице-премьер Украины по европейской интеграции Ольга Стефанишина.
Европейские чиновники поддерживающие Киев ставят себя в неловкую ситуацию: они не могут дать Украине гарантий, сроков и шагов по вступлению в альянс, но они также не хотят оставлять украинцев разочарованными или уязвимыми в случае повторения военного конфликта.
В результате ряд западноевропейских лидеров все больше стремятся к гарантиям безопасности и предлагают более оптимистичные формулировки о членстве. Но реального плана под этой риторикой нет.
Какие могут быть гарантии?
Украина хочет, чтобы лидеры НАТО дали Киеву дорожную карту для вступления в НАТО после конфликта и конкретные гарантии безопасности от стран запада.
Ряд западных лидеров в последние дни, по крайней мере, высказались за необходимость гарантий безопасности.
Президент Франции Эммануэль Макрон предложил «что-то между гарантиями безопасности в израильском стиле и полноправным членством [в НАТО]».
И британский премьер-министр Риши Сунак добавил без какой-либо конкретики, что союзники «хотят убедиться, что мы введем меры безопасности для Украины на долгосрочную перспективу».
Таким образом, издание Politico приходит к выводу, что нет единого мнения ни о предоставлении гарантий, ни о том, что они повлекут за собой и какой формат будет использован.
На одном конце спектра находится полноправное членом Украины в НАТО. Этот вариант влечет за собой железную гарантию Статьи 5 — что нападение на одного союзника считается нападением на всех союзников.
На другом конце спектра "бумажные гарантии", как Будапештский меморандум 1994 года, который дал Украине гарантии свободы и безопасности от России, США, и Великобритании.
Бывший помощник генерального секретаря НАТО Камиль Гранд, считает, что существуют и "средние" варианты: от двусторонних обязательств, до фактических политических обязательств данных Украине от стран запада.
Такими "переходными" предложениями являются, например, Kyiv Security Compact (Концепция офиса президента Украины Владимира Зеленского) или Comprehensive Strategy for a Secure Ukraine (План от бывших высокопоставленных западных чиновников и ученых). Они предполагают помощь союзников по укреплению обороны Украины на долгие годы с помощью военной и невоенной помощи в переходный период, вплоть до вступления Украины в НАТО.
В этом плане основная группа союзников возьмет на себя обязательства по укреплению обороны Украины на долгие годы с помощью военной и невоенной помощи.
Что реально ждать от саммита?
Обещания о большем количестве оружия и помощи в будущем — это не совсем то, чего хочет Украина. Зеленский просил союзников, в том числе во время личного выступления перед европейскими лидерами в Молдове, чтобы Украине дали "нерушимые" обещания, которые станут трамплином для вступления в НАТО.
Ольга Стефанишина, вице-премьер Украины, уточнила, что Украина видит нечто вроде военных обязательств, которые Финляндия и Швеция получили после подачи своих собственных заявок в НАТО, а именно гарантии защиты от военной агрессии начиная с момента подачи заявки и вплоть до вступления в альянс и начала действия статьи 5 о коллективной обороне.
Но с этим всем есть проблемы.
Дипломаты разделились в отношении того, должны ли какие-либо гарантии безопасности или вопрос заявки Украины в НАТО, обсуждаться на будущем саммите. До сих пор большинство людей, отслеживающих дискуссию, говорят, что дебаты вокруг гарантий, скорее всего, будут проходить за рамками НАТО.
Но даже если этот вопрос формально не стоит в повестке дня НАТО, дебаты о гарантиях теперь у всех на уме. Вероятнее всего, дискуссия выльется в консультации и двусторонние соглашения стран запада с Украиной — к таком выводу приходят журналисты издания Politico.
Друзья, подписывайтесь на "Весьма", чтобы быть в курсе событий! (чтобы добавиться, нажмите на нужную ссылку)
Телеграм - https://t.me/vesma
Группа "WhatsApp - https://chat.whatsapp.com
Вконтакте: https://vk.com/vesma.today
Viber: https://invite.viber.com