Из-за действий Владимира Путина Норвегия заработала на 100 млрд долларов больше, чем обычно. А Иран отнимает долю у России на нефтяном рынке


После того, как президент России Владимир Путин приказал "Газпрому" прекратить исполнять часть обязательств по экспорту газа странам ЕС, а потом и вовсе сократил продажи в "недружественные страны" до минимума, Норвегия заняла место РФ и стала главным поставщиком энергоресурсов в Европу. 

Так к маю 2022 года поставки российского газа сократились вдвое по сравнению с пиками трехлетней давности, до 250 млн кубометров в сутки. А уже в начале июля упали до исторического минимума ниже 80 млн, поскольку "Газпром" выключил основной трубопровод "Северный поток" - сначала на профилактику, а затем и насовсем. 

Довольно быстро Европа нашла замену российскому газу, ей стала Норвегия. При этом стоимость газа существенно не выросла, а нефть и вовсе упала в цене за год. 

Вкупе с теплой зимой все европейские страны пережили холодный период, никто не замерз. При этом Германия, например, отмечала, что ее хранилища по состоянию на февраль 2023 года заполнены на 80% и страна больше не зависит от российского энергоресурса. 

Тем временем Норвегия из-за решения Владимира Путина получила большие дополнительные деньги. 

Правительство Норвегии владеет не только нефтяными и газовыми месторождениями, но и крупными пакетами акций добывающих компаний. Благодаря возросшему спросу на энергию после сокращения экспорта топлива из России, государство увеличило свои доходы от нефти и газа до 125 миллиардов долларов — почти в пять раз по сравнению с 2021 годом.

Энергетические компании по итогам 2022 года также отчитались о росте прибыли. Государственная Petoro, управляющая норвежскими нефтяными холдингами, заработала около 50 миллиардов долларов в 2022 году, что почти в три раза больше, чем годом ранее, а компания Equinor сообщила о рекордной скорректированной прибыли в 75 миллиардов долларов.

Норвегия в 2022 году нарастила добычу газа примерно на восемь процентов и стала основным поставщиком этого топлива в Европу (около трети всех поставок). У страны на 5,5 млн человек есть самый крупный в мире пенсионный фонд, куда власти перечисляют доходы от добычи и продажи ресурсов. 

По состоянию на декабрь 2023 года в нем было около 1,3 триллионов долларов (примерно 104 триллиона рублей или 3,5 бюджета России). 

К слову, в этом кроется и проблемы - у страны слишком много денег в фонде, отмечают эксперты. Власти Норвегии стали направлять в этот фонд доходы с 1998 года, формируя его как резерв для будущих поколений. Но со временем денег стало так много, что страна не знала, куда их вкладывать. 

Работа фонда строится на принципе прозрачности, и любой гражданин может отслеживать онлайн всю статистику и динамику в режиме реального времени. 

Правительство страны вкладывает деньги в иностранные компании, развивающийся бизнес, облигации и недвижимость. Если разделить инвестиции фонда на число всех публичных (торгующихся на бирже) компаний планеты, то получится, что ему принадлежит 1,4 процента каждой из них. 

Фонд уже терял примерно 14,1% от своих активов, когда акции купленных компаний дешевели. Однако вскоре восстанавливался вместе с растущим рынком. 

Что касается нефти, то многие европейские страны сами отказались покупать нефть из России. Лидеры и представители людей во власти посчитали, что так Кремль получит меньше денег.

В итоге США к концу 2022 года США вышла на первое место по поставкам нефти в Евросоюз. Ранее на этом рынке доминировала Россия.

Одновременно Bloomberg со ссылкой на участников рынка пишет, что иранская нефть теснит российских производителей на китайском рынке. Частные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), которые считаются главными потребителями нефтяного экспорта в Китае, начали переключаться на иранские поставки, потому что те дешевле. 

«Чайники», как называют китайские частные НПЗ, нарастили закупки иранской нефти и конденсата по итогам марта на 20%, до 800 тысяч баррелей в сутки. 

Причина переключения на иранскую нефть китайцев - стоимость российской нефти, которая начала торговаться дороже, чем поставки из Ирана. По оценкам агентства, баррель нефти российской марки Urals в настоящий момент продается с дисконтом около $10 к европейскому бенчмарку Brent, нефть марки ВСТО — с дисконтом в $6. А иранская нефть продается со скидкой в $12 за баррель, поэтому китайские НПЗ и переключаются на нее. 

Более того, аналитики уверены, что разворотная тенденция только началась и в ближайшие месяцы объемы поставок из Ирана в Китай только вырастут.


Читайте также: 

Владимир Путин назвал «сделкой века» продажу газа в Китай. Аналитики заявляют, что РФ продает его со скидкой в 70%

В Европе аномально теплая зима. Температура бьет рекорды, люди загорают на пляжах и удивляются  





Независимый информационный портал

Телефоны редакции: 

8-924-851-07-92


Почта: 

vesmatoday@gmail.com

     18+

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Яндекс.Метрика