Журналист Иван Сафронов получил 22 года колонии по обвинению в госизмене. Сравнимые сроки в России получали маньяки, террористы и лидеры ОПГ


Экс-журналиста "Коммерсант" и "Ведомостей" Ивана Сафронова 5 сентября приговорили к 22 годам колонии. 

Обвинение запрашивало 24 года.

По версии ФСБ, Сафронов сотрудничал со спецслужбами стран НАТО. В частности, он получил $248 от политолога Демури Воронина, который также обвиняется в госизмене. 

Сафронов свою вину отрицает, от дважды предложенной ему сделки со следствием он отказался. 

В последнем слове он отмечал, что в деле нет доказательств, что он хоть раз взаимодействовал с секретной документацией, а допрошенные свидетели не смогли рассказать хоть что-то, что подтверждало бы версию следствия о «шпионской деятельности». 

Кроме того, рассказывал Сафронов, его адвокатам с огромным трудом удалось убедить суд приобщить к материалам дела содержавшие «секретные данные» распечатки статей из интернета и СМИ, которые находились в открытом доступе многие годы.

«Я вас люблю!», - была последняя фраза Ивана Сафронова перед тем, как его вывели из зала суда.


"Честно говоря, не нашёл приговоров по делам о госизмене со сроками больше 20 лет. Нужно понимать, что санкция статьи 275 УК предполагает максимальное наказание именно в 20 лет. 

Ивану Сафронову суд назначил больше, потому что он обвинялся в двух эпизодах, наказание по каждому из которых назначается отдельно. 

Затем окончательный срок суд определил путём частичного или полного сложения. 

Сроки по делам о госизмене всегда были большими. Но в последние годы заметная тенденция из роста. Десять лет назад обычно это была вилка от 6 до 9 лет, в последние пять лет уже нередки приговоры в 12-15 лет. 

Доцент кафедры ракетных двигателей Московского авиационного института (МАИ) Алексей Воробьев в апреле 2021 года был приговорён к 20 годам колонии. 

Как правило, по этой статье привлекают людей, имеющих доступ к гостайне. Кроме того, на срок по этим делам, действительно, влияет признание вины и сотрудничество", - отметил правозащитник Павле Чиков.

«Назвать этот приговор кроме как „неадекватный“ я не могу. Избитые фразы о незаконности и необоснованности не могут отразить всего того абсурда, который сегодня произошел и свидетелями которого мы все стали. 

Ивану Сафронову дали 22 года за его журналистскую деятельность.

Я хочу, чтобы каждый из вас, кто на меня смотрит, подумал, а стоит ли оставаться вообще в этой профессии, если человеку за то, что он делал свою работу, дали 22 года», — заявил адвокат Сафронова Дмитрий Катчев.

«Мне кажется, что такой большой приговор, который не дают даже за убийство… 

Вот если вы убьете несколько человек, вам меньше дадут — получается, что государство таким образом показывает, что это важнее для него, приговор по такому делу, - заявила каналу RTVI правозащитница Марина Литвинович.

Зампред комитета Госдумы по информполитике и ведущий "60 минут" Евгений Попов сказал изданию «Подъём», что рассчитывает на обжалование решения суда.

«Как журналиста цифры меня шокируют. Но обвинение тяжёлое. Я надеюсь, что это только начало. Защита заявила, что будет обжаловать приговор, и все свои аргументы предъявит. 

Уверен, что если есть хотя бы малейшая надежда на то, что Иван не виновен, если есть шансы и аргументы, то они будут реализованы в вышестоящих инстанциях. Конечно, цифра огромная, просто невероятная».

При этом Попов отметил, что не стал бы говорить о репрессиях в отношении журналистов, исходя из дела Сафронова.

Главред Lenta. ru назвал приговор Сафронову «опасным прецедентом» для всех журналистов.

В разговоре с радиостанцией «Говорит Москва» Владимир Тодоров отметил, что если бы дело Сафронова было открытым и находилось под общественным контролем, то оно бы развалилось. Тодоров выразил сожаление в связи с обвинительным приговором.

«Это создаёт опасный прецедент для всех журналистов, которые хотят работать с какими-то щепетильными данными и материалами, связанными с военкой, оборонкой, со спецслужбами. 

Поэтому всем оставшимся на свободе я могу лишь пожелать и порекомендовать быть куда более аккуратными. А Ивану только посочувствовать, потому что это действительно очень талантливый человек, который хорошо делал свою работу, в итоге за это, в общем, и был наказан, и наказан, конечно, незаслуженно».


Отметим,

непосредственные убийцы политика Бориса Немцова получили сроки от 11 до 20 лет колонии, обвиняемый по делу "Норд-Оста" Хасан Закаев получил 19 лет колонии, "скопинский маньяк" Виктор Мохов получил 17 лет колонии, лидер "Тамбовской ОПГ" Владимир Кумарин получил 24 года колонии.

Что касается дел о госизмене, то:

  • в 2003 году суд Московского военного округа приговорил бывшего замначальника первого отдела управления контрразведки СВР Александра Запорожского к 18 годам заключения за госизмену и шпионаж в пользу США.

  •  2004 году Московский городской суд приговорил к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима сотрудника Института США и Канады Российской академии наук Игоря Сутягина. Его обвиняли в передаче США информации, содержащей гостайну.

  • в том же 2004 году красноярского физика Валентина Данилова приговорили к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима. В июне 2005 года Верховный суд сократил ему срок на год - до 13 лет. Данилова обвиняли в госизмене в пользу Китая.

  • ▪️В 2016 году 76-летний сотрудник Центрального научно-исследовательского института машиностроения Владимир Лапыгин был приговорен к 7 годам колонии строгого режима за передачу информации Китаю. В 2020 году его досрочно освободили.

UPD

Сотрудники издания "Коммерсант", где работал Иван Сафронов, написали ему открытое письмо. "Весьма" приводит его полностью и солидаризируется с коллегами. Ваня, сил тебе и держись. 


"Ивану Сафронову от редакции «Ъ»

Привет, Ваня.

Твои заметки много раз были на первой полосе «Ъ». С 7 июля 2020 года здесь часто публиковались материалы о тебе. А теперь мы используем первую полосу, чтобы напрямую к тебе обратиться.

Здесь, в «Ъ», работают люди, которые помнят, как ты только пришел в журналистику. Как ты учился писать заметки. Как стал находить эксклюзивы и получать свои бесчисленные премии за лучший материал номера. И как сам стал лучшим в своей теме. Помнят, сколько раз «Ъ» благодаря тебе оказывался во всех топах новостей. Как ты обгонял всех конкурентов.

Помнят, как и почему ты вынужден был уйти.

В «Ъ» есть люди, которым повезло работать вместе с тобой. Которые помнят, что самый унылый серый день становился светлее, когда ты заходил в редакцию. Помнят, как ты шутишь и смеешься, как ты рассказываешь анекдоты и произносишь тосты. Как крепко ты жмешь руку. Помнят, что ты никогда не зазнавался. Помнят, что ты всегда готов помочь — и по работе, и в жизни.

И каждый день помнят, что не смогли помочь тебе.

А еще в «Ъ» есть люди, которые никогда с тобой не общались. Которые пришли в редакцию за последние три года и знают тебя только по открытым источникам (прости эту грустную шутку). Знают тебя по рассказам коллег, по статьям о тебе.

И по твоим статьям. Они ведь очень часто выпадают в поиске, когда надо собрать бэк или изучить историю вопроса.

Сегодня мы все хотим сказать тебе — Ваня, ты настоящий журналист. Ты большой профессионал. Ты очень хороший человек.

Мы не услышали никаких публичных доказательств твоей вины. И уверены: в другое время, в другой ситуации ты был бы оправдан. Да и дела такого изначально, возможно, не было бы.

Но времена не выбирают. Зато можно выбрать, каким быть в эти времена. И ты сделал свой выбор. Эти два года ты был образцом достойного поведения. Ты не сдался — и не сдашься теперь. Мы знаем, что ты выдержишь все испытания. Мы любим тебя, мы верим в тебя.

Мы ждем тебя".


Друзья, подписывайтесь на "Весьма" в доступных соцсетях: 

Телеграм - https://t.me/vesma

Группа "WhatsApp - https://chat.whatsapp.com/DKq9MnM3leq2YDQC5XZOCE

Вконтакте: https://vk.com/vesma.today 

Чтобы добавиться, нажмите на нужную ссылку. 

Наш канал в "Яндекс.Дзен"

Подписывайтесь на нас в Google Новостях





Независимый информационный портал

Телефоны редакции: 

8-924-851-07-92


Почта: 

vesmatoday@gmail.com

     18+

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Яндекс.Метрика