"Я проиграл": режиссёр Александр Сокуров заявил, что потерпел поражение как градозащитник. Больше десяти лет он вёл переговоры с губернаторами Петербурга о сохранении города
Режиссёр Александр Сокуров заявил, что потерпел поражение как градозащитник.
Больше десяти лет он вёл переговоры с губернаторами Петербурга о сохранении города — но теперь власти отвечать ему перестали.
Своё обращение к горожанам Александр Сокуров опубликовал 20 июля.
Режиссёр рассказал, что встретился с председателем Заксобрания Александром Бельским. Сокуров сообщил спикеру, что написал обращения к губернатору Александру Беглову и председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко.
Ни на одно из писем ответа он не получил.
Сокуров писал, что власти воспользовались сложной политической ситуацией, чтобы удалить градозащитников из профильных организаций.
«Мой собеседник согласился, что произошедшее — удар по гражданскому обществу в Петербурге.
А может, мне лишь показалось, что он с этим выводом согласен?» — рассказал режиссёр о беседе с Бельским. Спикер ЗакСа пообещал режиссёру, что в парламенте создадут особую комиссию по градозащитным проблемам с участием «уважаемых людей».
Правда, Бельский никак не объяснил уже состоявшееся изгнание изгнание из рабочей группы Заксобрания градозащитника Александра Кононова.
«Крайне тревожным мне показалось открыто раздраженное отношение моего собеседника к некоторым наиболее активным и профессиональным участникам градозащитного процесса.
Вплоть до решительного запрета им участвовать в общественной жизни города», — подчеркнул Сокуров.
Режиссёр подытожил: когда он создавал «группу Сокурова», ему казалось, что «городская община может быть сильнее, умнее и патриотичнее, чем чиновный люд».
«Я ошибся. Я проиграл.
Как гражданин России, как житель города сообщаю о своем поражении. Что-то мы за эти годы все же смогли сделать. Но надо было сделать больше. Можно сказать, что нам не дали исполнить нашу миссию. И можно сказать, что сами не смогли.
Не сдюжили», — пишет он.
Как отмечает "Ротонда", «Группа Сокурова» возникла во времена губернаторства Валентины Матвиенко.
В то время в городепроисходил самый масштабный градозащитный протест — борьба против строительства башни «Газпрома» в центре Петербурга.
Валентина Матвиенко, уставшая от постоянных нападок, встретила на одном из публичных мероприятий режиссера Александра Сокурова и предложила ему прийти к ней «вместе с общественностью» на переговоры, вспоминает в разговоре с «Ротондой» участник группы, экс-депутат Максим Резник.
«Матвиенко — женщина умная, понимала, что история с башней её гробит. Хотела вырулить из ситуации красиво», — говорит Резник. Он вспоминает, что по сравнению с нынешними временами, тогда власти демонстрировали чудеса переговорных способностей — например, на градозащитный митинг Валентина Матвиенко отправила выступать перед протестующими двух вице-губернаторов.
В тот раз горожане победили, и Валентина Матвиенко публично заявила, что «Газпром» не будет строить свою башню в центре Петербурга. В этом была заслуга и «группы Сокурова», считает Максим Резник.
Власти и при Георгии Полтавченко проводили встречи с представителями группы. Впрочем, градозащитники всё чаще жаловались на то, что поручения, которые давали по итогам этих встреч, «заматывались» и по сути совещания оказывались бессмысленными.
Например, участники группы просили о создании специальной «градозащитной прокуратуры» — и губернатор Полтавченко даже собирался обращаться по этому поводу к президенту. Но в итоге это ни к чему не привело.