Измайловский суд Москвы приговорил отлучённого от РПЦ бывшего схиигумена Среднеуральского женского монастыря к 3,5 годам колонии общего режима. Прокуратура требовала 4 года.
Сергий Романов признан виновным в склонении к самоубийству, нарушении права на свободу совести и вероисповедания и самоуправстве.
Вину он не признал.
11 месяцев Романов уже провел в СИЗО, где день идет за два, таким образом в колонии он проведет 1,5 года.
Защита обжалует приговор бывшему схиигумену Сергию, сообщил адвокат Павел Бабиков.
Так как обвинение строилось вокруг видеозаписей проповедей Сергия, опубликованных на YouTube, в основном всех допрошенных в суде представителей РПЦ просили оценить эти проповеди с точки зрения канона. В одной из проповедей, по версии следствия, содержалось склонение сторонников к самоубийству — Сергий спросил одну из сестер, готова ли она умереть за «чистоту православия».
Одним из первых в качестве свидетеля был допрошен действующий митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг). Романова он назвал «авторитарным наставником», а также заявил, что Сергий скрыл от Церкви свою судимость.
Он заявил, что в проповедях Сергия были «фактические ошибки, вольные трактовки и осуждения». Кульберг также признал, что вопрос Сергия к монахиням о том, готовы ли они умереть, «не соответствует традициям православного богослужения».
При этом, как и другие представители РПЦ, митрополит Евгений сказал, что раньше отношения с Сергием у него были позитивными.
Позиция стороны защиты Сергия сводилась к тому, что гонения на священника начались не из-за его проповедей, а из-за финансовых разногласий с епархией в начале 2020 года, когда он заявил, что хочет построить в Среднеуральском женском монастыре самый большой в мире православный храм.
Во время допросов адвокаты Сергия пытались получить показания, доказывающие, что глава Екатеринбургской епархии хотел от схиигумена другого.
Эту версию частично подтвердил еще один допрошенный в суде — бывший митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, действующий митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл (Наконечный).
Чтобы положительно охарактеризовать Сергия, его адвокаты акцентировали внимание на благотворительности. Например, напомнили, что Романов участвовал в строительстве монастыря на Ганиной Яме, который сейчас принадлежит Екатеринбургской епархии.
Они также вызвали в качестве свидетеля еще одного известного прихожанина Сергия — хоккеиста Павла Дацюка, который рассказал, что схиигумен построил на территории монастыря «онкологический центр» на его деньги.
По данным издания Readovka, арестованному Сергию Романову предъявили обвинение также по части 2 статьи 282 Уголовного кодекса РФ (Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии).
«Идет расследование по этой статье. Дело снова поступит в суд. По мнению следствия, в своих речах он пытался выразить негативное отношение якобы к мусульманам, католикам, иудеям и евреям, то есть разжигание межнациональной розни.
Посмотрим, чем будут доказывать, там были простые проповеди, они точно не касались тех категорий граждан», — сообщил Readovka адвокат экс-схиигумена Павел Бабиков.
Напомним,
схиигумен Сергий Романов— один из самых популярных священников на Урале, известен своими консервативными взглядами. С 1985 по 1997 от отбывал уголовный срок за убийство и грабеж.
В январе 2020 заявил, что Антихрист будет "двойником Путина".
Весной 2020 он заявил, что «проклинает» тех, кто закрывает храмы из-за эпидемии коронавируса.
3 июля РПЦ лишила Сергия сана и предписали оставить Среднеуральский монастырь. Он отказался повиноваться.
12 июля Сергий выступил с требованием к президенту России Владимиру Путину передать ему «на международном уровне» полномочия, заявив, что за три дня сумеет навести порядок в России, утверждая, что для этого у него «и в армии, и во флоте, и во всех структурах, и в народах многонациональной России» есть «духовные силы».
10 сентября Сергий был отлучён от Церкви.
Ночью 29 декабря подразделения Росгвардии взяли монастырь штурмом, Романов был доставлен в Москву и там арестован.
По мнению следствия, «публично призывал не менее десяти монахинь, проживающих в монастыре, к самоубийству», а также «своими действиями он незаконно воспрепятствовал проведению религиозных обрядов» и «нарушая нормы гражданского законодательства, воспрепятствовал инвентаризации объектов недвижимости на территории монастыря».