Директор "Аткинской дорожной компании" Николай Задорожный написал открытое письмо-ответ на статью, опубликованную в газете "Северная надбавка" в № 28 "Что за чертовщина в Чертовом ущелье".
Напомним, в этом материале журналист Саша Осенева рассказала о том, что жители поселка Уптар в окрестностях Магадана выступают категорически против разработкикаменного карьера в окрестностях поселка, влекущей гибель уникальной экосистемы - Чертова ущелья.
Уптарцы говорят, что добыча камня здесь не законна, поскольку проект не проходил народную экспертизу.
Кроме того, по мнению людей, в связи с работами по добыче и постройки ЛЭП выкорчевана лесополоса, и страдает уникальное экоместо отдыха "Чертово ущелье". Жители Уптара написали открытое письмо и разослали врио губернатора Сергею Носову, в министерства и департаменты, в котором просят закрыть карьер, восстановить лесополосу и убрать ЛЭП. Подробнее об этом читайте здесь.
Тем временем, свое видение ситуации представляет руководство ООО "АДК", которая ведет работы в карьере. По мнению директора Николая Задорожного, компании намеренно "вредят", а их интерес к месторождению камня вызван не стремлением "нагреть руки", а необходимостью в получении качественных материалов для строительства и ремонта дорог. В ответе он резко отвергает все обвинения.
Вот это письмо:
Уважаемая редакция! Сашей Осеневой в «Северной надбавке» №28 от 11 июля 2018 года написана и опубликована статья «Что за чертовщина в Чертовом ущелье?», вызвавшая недоумение всего коллектива нашего предприятия.
Автор публикации подробно рассказывает о «категорическом несогласии жителей поселка Уптар» с разработкой ООО «Аткинская дорожная компания» каменного карьера вблизи реки Хулакаг и, в конечном итоге, опираясь лишь на свои домыслы, ставит под сомнение законность производимых нами работ.
В частности, утверждается, что свою деятельность на месторождении Лево-Хулакагское мы осуществляем, не только не имея полного пакета разрешительных документов, но и проявляем «варварское отношение» к природе, более того - уже нанесли экосистеме Уптара «непоправимый ущерб».
Как руководитель ООО «Аткинская дорожная компания», могу заявить со всей ответственностью, что данные утверждения не соответствуют действительности и, говоря откровенно, просто абсурдны. В связи с этим считаю необходимым разъяснить ситуацию, как она складывается на самом деле.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что наш интерес к месторождению камня вызван не стремлением «нагреть руки», как выразился один из жителей Уптара, а насущной необходимостью в получении качественных природных материалов для строительства и ремонта автодорог.
Для нашего предприятия, не первый год исполняющего государственные контракты по строительству и содержанию Федеральной автодороги «Колыма», этот мотив является определяющим. Можно, конечно, закупать песок и щебень в других регионах, но ввиду нашей высокозатратной логистики более целесообразным видится добыча камня на своей территории.
Поэтому, когда на сайте Министерства природы и экологии Магаданской области были анонсированы торги по Лево-Хулакагскому проявлению, мы сочли этот обьект интересным для себя и подали заявку на участие. Информация о торгах находится в открытом доступе, ознакомиться с ней может любой желающий, соответственно, и заявиться может любой участник.
По результатам торгов Министерством природных ресурсов и экологии нам была выдана лицензия на геологическое изучение, разведку и добычу строитетельного камня из проявления Лево-Хулакагское - это основополагающий документ на право проводить работы на данном участке.
Возмущение жителей Уптара, вопрошающих: «Почему именно у нас будет вестись добыча?» и «Аткинская дорожная компания пусть у себя на Атке камень и добывает!», демонстрирует полное непонимание сути процедуры лицензирования.
«У вас» не потому, что такова наша прихоть. Нам бы, может быть, тоже хотелось добывать камень где-нибудь вблизи Атки, где базируется наше предприятие, но, к сожалению, месторождений строительного камня там нет.
Не мы выбираем участки на разработку недр - во-первых, они созданы самой матушкой-природой, во-вторых, определены для лицензирования региональным Министерством природы и экологии.
Важный момент - на торги Минприроды выставляет только те участки, которые включены в региональный Реестр общераспостраненных полезных ископаемых после согласования с целым рядом структур и ведомств, в том числе - с Министерством обороны РФ.
Помимо Реестра, Лево-Хулакагское проявление включено также в Генеральный план г. Магадана. То есть каменный карьер - это не спорный объект, он лицензирован и априори законен.
Кроме того, хочу напомнить, что на этом месте уже существовал карьер песчано-гравийной смеси в годы Дальстроя, с него добывали камень для отсыпки взлетно-посадочной полосы, тогда же была произведена предварительная разведка запасов.
Однако устами жителей в статье фактически оспаривается возможность освоения нами данного месторождения на том основании, что разработка карьера «не прошла народную экспертизу», а региональное отделение ОНФ, как явствует из статьи, даже «заявило о намерении отправить запрос в Минприроды с просьбой пояснить основания выдачи лицензии на разработку каменного карьера ... без предварительного согласования с местными жителями».
Благородное, казалось бы, негодование несостоятельно по сути - процедура выдачи лицензии на освоение недр никаких публичных обсуждений не предполагает!
Поэтому прозвучавший в статье вопрос жителей «почему нас никто не спросил перед тем, как начинать работы», если и уместно задавать, то органу, устанавливающему процедуру выдачи лицензий, а такая процедура, насколько нам известно, регламентируется федеральным законодательством.
Таким образом, ставить под сомнение законность нашего прихода на месторождение Лево-Хулакагское нет никаких оснований. По условиям лицензирования нами подготовлен технический проект на проведение работ по разведке строительного камня, на проект получено положительное экспертное заключение, выполненное ФГКУ «Росгеолэкспертиза».
Ознакомившись с заключением экспертизы, автор публикации обращает внимание на то, что «данный документ оценивает проект недропользователя НА ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО РАЗВЕДКЕ СТРОИТЕЛЬНОГО КАМНЯ. Про добычу - ни слова!». Прочитываемый в этих словах намек на неполноту пакета документов тоже, мягко говоря, несостоятелен.
В соответствии с условиями пользованиями недрами, которые являются приложением к лицензии, предусмотрена подготовка и согласование нескольких документов, необходимых для проведения работ по разработке участка недр.
Первым из таких документов является проект работ по разведке строительного камня, который подготовлен обществом (о нем говорит автор статьи). На этот проект получено положительное заключение ФГКУ «Росгеолэкспертиза».
После получения положительного заключения экспертизы ООО «Аткинская дорожная компания» имеет право осуществлять геологоразведку, в ходе которой предполагается взятие проб, то есть попутная добыча строительного камня.
Следующим этапом является предоставление материалов геологоразведочных работ на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, в связи с чем составляется технический проект на разработку месторождения, который также требует согласования в соответствии с законодательством.
После согласования указанного проекта предприятие может выходить на проектную мощность и осуществлять добычу камня в промышленных масштабах.
Идем дальше. По условиям лицензирования нами также был сделан отвод земельных участков - для выполнения работ по разработке месторождения, для автомобильной дороги и устройства производственной площадки. Право на аренду этих земельных участков дано распоряжением Департамента лесного хозяйства Магаданской области.
«Лесного отвода под ЛЭП, среди них, как я понимаю, нет», - замечает журналист, и замечает справедливо. Но! Достаточно было обратиться в уполномоченный орган за разъяснением, чтобы понять: земельный отвод под ЛЭП в нашем случае не требуется!
Есть постановление Правительства №1300 от 3 декабря 2014 года, где указан перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков.
В числе таких объектов (пункт 5 указанного перечня) - линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции и иное, предназначенное для передачи электроэнергии оборудование. Между тем напряженность нашей ЛЭП - 6 кВ, соответственно, отвод не нужен.
По этой же причине не было и нужды брать разрешение на строительство ЛЭП, отсутствие которого в статье нам тоже ставится в вину.
Этот момент, в свою очередь, регламентируется региональным законом №1192-ОЗ «О градостроительной деятельности в Магаданской области» от 9 ноября 2009 года. Статья 16.1 данного Закона оговаривает «случаи, при которых не требуется разрешение на строительство». Среди прочих, под пунктом Г обозначено «строительство (реконструкция) линий электропередачи классом напряжения до 20кВ включительно».
Вместе с тем для ЛЭП небольшого класса напряжения предусмотрена упрощенная процедура получения ордера на проведение земляных работ под строительство объекта. Такой ордер выдается Департаментом САТЭК мэрии Магадана на основании графика производства работ, а также согласований с различными организациями, в основном владельцами инженерных сетей.
Мы, со своей стороны, согласовали производство работ с 13 организациями, в том числе с МБУ «Горсвет», «Водоканал», «Магаданэлектросеть», «Ростелеком» и другими. На основании предоставленных в Департамент САТЭК согласований ордер на производство земляных работ нам был выдан. Таким образом, ЛЭП возведена на законных основаниях.
А теперь хотелось бы сделать пояснения по вопросу, вокруг которого жителями Уптара нагромождено очень много откровенной неправды. По вопросу «об ужасах Чертового ущелья - раскуроченной земле, загубленных деревьях, отравленном ручье, взорванных скалах».
Все эти «ужасы», по нашему мнению, есть либо плод чьей-то буйной фантазии, либо сознательного искажения фактов. Иначе трудно объяснить, откуда взялось то, чего нет на нашей совести.
Взорванные скалы? Но чтобы взрывать скалы, необходим по крайней мере договор с организацией, имеющей лицензию на проведение взрывных работ, не говоря уже о том, что такие работы требуют согласований с государственными ведомствами. Взрывать скалы было вообще незачем - добыча строительного каменя будет осуществляться специализированной техникой.
Загубленные нами деревья - тоже из области фантастики.
«Документов, подтверждающих правомерность вырубки лесополосы под ЛЭП я не увидела», - вновь процитируем автора статьи, ни на йоту не усомнившегося в том, что вырубленные деревья - дело наших рук. Между тем документов на вырубку у нас действительно нет просто потому, что деревья мы не рубили.
В этом не было смысла, ведь ЛЭП прокладывалась по уже существующей просеке. Это обстоятельство предприятию было только в плюс, потому что избавляло от необходимости нести дополнительные траты. Но тем более удивительны требования жителей «восстановить лесополосу» - лесополосу, отсутствующую здесь, вероятно, со времен Дальстроя.
На участке вдоль ЛЭП кто-то, не исключено, и порушил деревья, однако, почему это деяние приписывается нашему предприятию, непостижимо уму. После публикации статьи этим вопросом заинтересовались органы прокуратуры, и надеемся, честно в этом вопросе разберутся.
Аналогично голословными являются обвинения в отравлении ручья, раскурочивании земли и более широкие - в «варварском отношении к природе». Еще нет года, как мы получили лицензию, еще мы даже не приступили к пуско-наладочным работам дробильного комплекса, а уже, оказывается, нанесли экосистеме «непоправимый ущерб».
Довершает картину якобы наших злодеяний фотография с изображением большой свалки на фоне опоры ЛЭП. Подразумевается, конечно же, что свалка - наша, и такой посыл удачно вписывается в усердно навязываемый статьей образ «хищника-предпринимателя».
При этом ни для городских властей, ни для природоохранных ведомств, ни уверен, для самих жителей не является секретом, откуда в Уптаре берутся несанкционированные свалки - создают их явно не магаданцы.
Когда мы вышли на объект, свалка уже была, невозможно было даже начинать работы - вся просека была завалена мусорными кучами, пришлось, хотя бы частично, разгребать их своими силами.
Пройдитесь вдоль построенной нами ЛЭП и вы увидите диваны, батареи, даже инвалидную коляску - неужели журналист всерьез полагает, что к этому хламу приложили руку работники нашего предприятия?
И неужели не странно, что, выступая по совершенно надуманным основаниям против законной разработки карьера, люди в то же время допускают такое вот свинство?
Противоречие видится и в том, что тревожась за сохранность природы расположенного рядом с карьером Чертова ущелья, жители поселка допускают оставлять там же бутылки, окурки, битое стекло - эти «издержки» отдыха на природе мы видели своими глазами не единожды.
И еще к вопросу о сохранности экосистемы вблизи Чертова ущелья. В статье прозвучал вопрос, почему на проект по разработке нет экологической экспертизы. Экологическая экспертиза не предусмотрена процедурой получения лицензии, в то же время проект на проведение работ по разведке строительного камня предполагает разработку мероприятий по охране окружающей среды.
Такие мероприятия нами разработаны и получили положительную оценку экспертизы. Вывод эксперта: «Приведенный в проекте перечень мероприятий по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия предусмотренных проектом видов работ на окружающую среду и недра в целом обеспечивает соблюдение положений и требований федерального закона».
Кроме того, работы по разведке и добыче камня согласованы с ФГБУ «Главрыбвод». Как сказано в отзыве этого ведомства, «Главрыбвод считает возможным осуществление планируемых ООО «Аткинская дорожная компания» работ по добыче и дроблению строительного камня с Лево-Хулакагского проявления, используемого для строительства и ремонта автодорог».
Главрыбводом дан ряд рекомендаций, которые мы обязуемся выполнять при проведении горных работ. Также, по собственной инициативе, чтобы исключить возможный риск загрязнения водотоков, мы установили временный мост через реку Хулакаг.
Что касается асфальтовой дороги, ведущей в поселок, жители сильно преувеличивают возможное негативное воздействие на нее автотранспорта нашего предприятия. Грузоперевозки будут выполняться автомобилями КАМАЗ грузоподъемностью 20 тонн, дорога от этого никак не пострадает. Не стоит опасаться и шума дробильного комплекса - он располагается в 4 км от поселка, слышно его не будет.
В заключение добавлю, что столь повышенное, причем сопровождаемое нагнетением ложных слухов, к нам внимание представляется по меньшей мере странным.
ООО «Аткинская дорожная компания» - не единственное предприятие, работающее в окрестностях поселка Уптар, базируются здесь и другие промышленные компании, одна из них, между прочим, уже много лет занимается разработкой каменного карьера.
До сих пор жителей это отнюдь не смущало, и только наша деятельность, едва начавшись, вызвала их горячий протест. И этот протест уже перешагнул меру дозволенного - дважды за неделю наша ЛЭП подвергалась нападению, было спилено 16 опор, из них одну опору сожгли, предприятию нанесен ущерб на сумму 400 тысяч рублей.
Складывается впечатление, что под видом заботы об экологии Уптара кто-то сознательно раздувает скандал, толкает людей даже на преступления, преследуя при этом свои, неведомые простым жителям, цели. Совершенно сознательно, похоже, кто-то «мобилизовал» жителей Уптара и на публичные слушания, где обсуждались вопросы, не имеющие к деятельности нашего предприятия никакого отношения, в результате мероприятие обернулось едва ли не фарсом.
Но мы не хотим воевать, мы хотим добросовестно выполнять свою работу - разрабатывать каменный карьер и строить качественные дороги для жителей Магаданской области. Мы также готовы заключить с местной администрацией соглашение о социальном партнерстве и помогать в обустройстве поселка.
Николай Задорожний, директор ООО «Аткинская дорожная компания»
По информации "Весьма" в ближайшее время в поселок Уптар на встречу с жителями поедет врио губернатора Сергей Носов. Все вопросы жителей там будут еще раз озвучены в присутствии главы региона и руководства ООО "АДК".