Журналист и урбанист Илья Варламов продолжает серию репортажей о поселках Колымы.
Он проехал по всей трассе и побывал в самых крупных поселках региона. В его путешествии ему помогал известный магаданский фотограф, гид и знаток Колымы Евгений Радченко.
«Урбанистические трупы» России
Колымскую трассу, на всем пути следования по которой разбросаны вымершие поселки, он сравнивает с горой Эверест, где тут и там лежат замерзшие трупы погибших альпинистов.
«Урбанистические трупы» очень контрастируют с красотами Колымы. Смотришь – с одной стороны будто Альпы, а с другой – пустые «глазницы» заброшенных домов, говорит блогер.
В некоторых вымирающих поселках по-прежнему живут люди - в аварийных домах, без общественного транспорта, а иногда даже – без коммуникаций. Очень много внимания блогер уделил именно колымчанам и оценил их уникальность.
"Здесь нужно уметь выживать — термометр может опуститься ниже -60 градусов, а во многих поселках отсутствует общественный транспорт. Но во всей этой разрухе живут уникальные и позитивные люди", - говорит блогер.
Аскет, заработавший 3,5 миллиона за год
"Любой национальности человек приезжает сюда – и Колыма тебя либо сожрет, похоронит, либо закалит", - говорит один из жителей области, водитель.
В поселке Усть-Хакчан Варламов встретил одного из последних жителей, который уверяет, что ему «здесь жить прекрасно». Василий Иванович - золотоискатель, живет на Колыме 61 год.
Блогер показывает его старое, обветшалое жилье и самого мужчину – худого, пожилого, без зубов, который уверяет, что только за один последний год заработал 3,5 миллиона.
Большую часть денег отдает на оплату обучения сына в Москве. Говорит, что ему самому много не надо.
Он правда похож на аскета. И несмотря на свои 70 лет, еще и занимается йогой – садиться на шпагат, делает стойку на голове и закручивается в сложные узлы.
Но и о мирском не забывает. С жаром рассуждает о политике:
"Пока у нас в Думе будут сидеть спортсмены и актеры, которые почему-то решают, когда людям выходить на пенсию, порядка в стране не будет».
И добавляет: «Всех бы их сюда скопом, вместе с Владимиром Владимировичем, который бил себя в грудь и обещал, что пенсионный возраст не повысим".
Последние отчаянные люди покинутых поселков
Блогер побывал в полностью пустом Кадыкчане, куда сейчас, как в город-призрак, возят экскурсии.
Рассказал о Мяундже – поселке энергетиков, который сейчас тоже частично заброшен.
Глядя на дома, где только в одном подъезде может гореть свет, а во всех остальных – пусто, показывая заброшенный Дом Культуры, блогер сравнил поселок с умирающим животным – который мучается, и конец его неизбежен, а ты ему ничем не можешь помочь.
Популярный журналист рассказал и о колымском поселке Сусуман. Его привел в восторг местный образовательный проект по авиамодельному спорту, которому обучают детей на Станции юных техников.
Как оказалось, во всей области она последняя. 163 ребенка из Сусуманской области по-прежнему учит директор станции и настоящий фанат своего дела Александр Смирнов.
Рассказал о легендарном музее памяти Колымы в поселке Ягодное, который создал наш земляк Иван Паникаров.
А в поселке Атка, который уже расселили и всем людям предоставили жилье в соседней Палатке, остались жить три семьи.
В одном из домов, также отключенном от коммуникаций и электричества, работает генератор, печка на угле, и в подъезде расставлены что-то вроде «ловушек» от мародеров.
"Наверное, здесь живет какой-то отшельник, который шмальнет в тебя из ружья", - решил блогер.
Один из жителей рассказал журналисту, что людей заставили бросить свои дома – администрация отключила дома от водоснабжения и электроэнергии.
"Отсюда бы и не уехал никто!", - говорит герой сюжета.
Он рассказал, что 46 лет официально проработал водителем, но пенсия у него – чуть больше 16 тысяч. На Севере. Говорит, что на последних выборах голосовал против поправок в Конституцию и что не хочет идти голосовать на ближайшие выборы в госдуму – потому что не видит смысла.