В начале июня появилась информация о том, что МВД уничтожает архивные учетные карточки со сведениями о репрессированных в СССР.
О практике уничтожения карточек узнал исследователь Сергей Прудовский, о чем написал в своем Fb-аккаунте.
Этой весной он разыскивал информацию о репрессированном крестьянине Федоре Чазове, который был осужден на пять лет лагерей и выслан в Магаданскую область.
«Я запросил УМВД по Магаданской области. Они ответили, что личное дело заключенного было уничтожено еще в 1955 году согласно приказу тех лет. При этом выяснилось, что архивная учетная карточка тоже была уничтожена»,— рассказал Сергей Прудовский.
Теперь, как пишет "Коммерсант", ситуацию с уничтожением разъяснил замначальника ГИАЦ МВД России Алексея Березина в письме тому же Сергею Прудовскому.
В ответе указано, что на постоянном хранении находятся только учетные карточки на осужденных по ст. 58 УК СССР (контрреволюционные преступления), а Федор Чазов не был осужден по этой статье.
«В этой связи учетная карточка (на бумажном носителе) в отношении Чазова Ф. Н. изъята из картотеки ИЦ УМВД Магаданской области и уничтожена»,— говорится в письме.
На запрос о предоставлении данных из оцифрованной карточки господин Березин ответил отказом, пояснив, что личная информация о гражданах является конфиденциальной, а Сергей Прудовский не является членом семьи Чазовых или их представителем.
По мнению исследователя это противоречит закону «Об архивном деле».
«У Федора Чазова не было уголовного дела, его приговорили к пяти годам лагерей как социально опасный элемент — СОЭ»,— пояснил Прудовский, отметив, что внутренняя переписка и показания доказывают политический мотив в деле крестьянина, «но в МВД России это обвинение расценили как уголовное — вопрос, кто и на каком основании принимал такое решение?».
Специалист центра документации Музея истории ГУЛАГа Александр Макеев также отметил, что решение МВД о сохранении карточек только по ст. 58 не совсем правильное.
«Четвертая часть прошедших через ГУЛАГ была политическая, еще часть — уголовники, а остальные посажены по указам, не относящимся к Уголовному кодексу, например об опоздании на работу, о трех колосках. И что, надо уничтожать весь этот массив?».
В ситуации пообещал разобраться Совет по правам человека при президенте РФ.