Чемпионат мира по футболу в России не перебил желание у людей сопротивляться перспективе выйти на пенсию значительно позже, в соответствии с анонсированной пенсионной реформой. Кстати, первое чтение законопроекта Правительства РФ, согласно которому мужчины на пенсию будут выходить в 65 лет, а женщины в 63 года, состоится уже 18 июля.
К этому времени политические партии и профсоюзы в Москве готовят массовый митинг против пенсионной реформы.
В Магадане люди тоже негодуют. Уже прошел и пикет профсоюзов, и городской митинг, а 7 июля местные коммунисты готовят свою акцию на площади Космонавтов.
Свой голос против грядущий реформы подал и врио губернатора Магаданской области, и даже наши депутаты готовят отрицательный отзыв к законопроекту. Причем политики предлагают сохранить прежний возраст выхода на пенсию именно для Магаданской области. И это, в принципе, может произойти.
На самом деле, для федеральной власти сохранение порядка выхода на пенсию в районах крайнего севера (Колыма, Чукотка, Якутия, Ненецкий АО и другие) может стать стимулом для волны заселения этих территорий.
Сегодня в Магадане на пенсию мужчины выходят в 55 лет, а женщины в 50, - на 5 лет позже, чем в других регионах России. Если разрыв, в случае принятия закона об увеличении пенсионного возраста, станет уже 10 лет для мужчин и 13 лет для женщин, - это уже не просто существенно, а настоящая причина для переезда на Крайний Север большого числа россиян.
И региональные власти не могут не понимать плюсов от такого развития событий, да и козыри у них для убеждения чиновников в Кремле есть. Это и дефицит на рынке труда, и пустующие поселки, которые можно заселить, и различные программы с бонусами для специалистов (например, медиков или учителе), и даже дальневосточный гектар.
К тому же жителей Колымы настолько мало, что отчисления в ПФР отсюда - капля в море по сравнению с другими регионами. А значит, жертва оправдана.
Приехать на Колыму, скажем в 30 лет, и через 20-25 лет выйти на пенсию - не такая уж плохая перспектива особенно для России нестоличной, из глубинки.
Возможно, такие планы есть. Ведь жесткая иерархическая система нашей власти не позволяет "виляний" в сторону от намеченного курса. Именно поэтому секретарь генсовета партии "Единая Россия" Андрей Турчак заявляет о о недопустимости противоречий среди членов «Единой России» в вопросе повышения пенсионного возраста.
И никто не против. Депутат от магаданской области Оксана Бондарь и сенатор Анатолий Широков на прямой вопрос: "поддерживаете ли вы пенсионную реформу в таком виде?" отвечают уклончиво, не сказав ни "да" ни "нет". Потому что критиковать нельзя.
Но тут же врио губернатора Колымы Сергей Носов заявляет, что будет отстаивать интересы колымчан перед пенсионной реформой и выступает за сохранение возраста выхода на пенсию. Естественно, его поддерживают депутаты облдумы.
С точки зрения корпоративной этики (так как и Сергей Носов, и большинство депутатов - члены "Единой России") этот поступок можно посчитать походом против "своих", расколом. И в современной российской политике так не делается. Из крупных системных политиков эту позицию поддержал только губернатор Иркутской области Сергей Левченко и больше никто.
Соответственно, колымский "демарш" политиков может быть подготовкой почвы к решению, которое напрашивается: оставить жителя Магаданской области прежний пенсионный возраст и убить несколько зайцев.
Колыма (а значит и Чукотка, и вообще Крайний Север) получает свежую рабочую силу и волну переселенцев, а местные власти - мощный кредит доверия. В преддверии выборов это важно. И такое решение вполне укладывается в политику развития Дальнего Востока.
Конечно, такой исход вызовет немалое возмущение в других регионах страны по принципу "А почему им?". Но власть сможет объяснить свое решение, - экономические показатели области, уровень жизни и комфорта проживания здесь придут ей на помощь.
Возможен ли такой вариант? - да, и он даже логичен. Но как говорил Салтыков-Щедрин, "российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления". Поэтому не будем загадывать.