UPD 16:20 Россия не сможет освободить осужденного по делу "Ив Роше" Алексея Навального по требованию ЕС, так как это будет грубым вмешательством в работу судебной системы суверенного государства, сообщили ТАСС в пресс-службе Минюста России.
12:00 Адвокат Михайлова говорит, что суд всё-таки рассмотрит ходатайство прокурора о направлении в СКР материалов о якобы новых оскорблениях Навального в адрес судьи и прокурора.
Суд это сделает вместе с вынесенным решения по делу о клевете.
В субботу суды для Навального не закончатся. На 25 февраля Пресненский суд Москвы назначил рассмотрение его жалобы на решение этого же суда, который отказался рассматривать иск Навального к президентскому пресс-секретарю Дмитрию Пескову, обвинившему оппозиционера в работе на ЦРУ.
Защита Навального о двух процессах над политиком в один день. Как это будет происходить, пока неясно.
«В 10 утра должно начаться судебное заседание в Мосгорсуде по нашей жалобе на замену условного срока на реальный, а при этом на 14 часов в этот же день суд сегодня перенес последнее слово Алексея — по непонятным причинам, он был готов сегодня выступить, тем не менее суд объявил перерыв до 14 часов также 20 февраля.
Соответственно, выступит с последним словом, и суд удалится на приговор. Каким образом он разорвется на два судебных заседания, совершенно непонятно, и как Алексея будут доставлять, тоже неясно».
11:50 Приговор по делу Навальному огласят 20 февраля в 14 часов, объявляет судья.
В тот день, когда у политика апелляция в Мосгорсуде по делу «Ив Роше».
11:45 Говорит второй адвокат, Вадим Кобзев.
"Студенты не обижаются на слово «холуй», а пенсионеры — на слово «читер».
Мои дети называют друг друга «нубами», а я не знаю, что это значит. Это задевающие, грубые слова, но это оценки.
Если бы Навальный назвал бы Артеменко «нуб» или «читер», разве дело было бы?" — спрашивает Кобзев.
11:34 Обвинение является надуманным и произвольным, говорит адвокат Ольга Михайлова. Защита категорически не согласна с позицией обвинения.
Слова Навального являются оценочными — это подтвердили и эксперт Глотова, и профессор Баранов.
Навальный не оклеветал потерпевшего, а выразил свое отношение к персонажам, людям, зачитавшим преамбулу Конституции, настаивает она.
Навальный распространил оценочные суждения, а не факты, и их нельзя проверить на соответствие действительности.
Михайлова в своем выступлении напомнила, что ранее ЕСПЧ уже признавал нарушением Конвенции о правах человека штраф, который был выписан Навальному за "отсутствие у губернатора Ульяновской области совести и стыда".
11:30«Надо, наверное, о юридической стороне что-то говорить. Но каждый момент того дела очевидно абсурден», — продолжает обвиняемый. И неожиданно переходит к огурцам.
«Я уже почти месяц сижу, и у меня нету соли в камере.
Я её заказываю в ларьке, а её не везут. Еще раз — а её не везут.
Жену прошу. Она говорит — заказала.
Огурцы везут, а соли нет. А вчера открывается окно передачи, и у меня три килограмма соли.
И огурцы. Ваша честь, вы знаете хороший рецепт засолки огурцов?»
11:25 Есть такое выражение — «торговать лицом». А они торгуют дедом,- продолжает Навальный.
Я даже думаю, этот внучок никаких денег не получил, его везде зовут: и в это шоу, и в это шоу. Везде подписывают «внук ветерана». Вот такое звание появилось.
11:20Навальный: "Это далеко не первое уголовное дело, сфабрикованное против меня.
Казалось бы, постоянная тяжелая работа по фабрикации этих дел приведет к тому, что вы лучше будете справляться. Но это дело... С самого начала над ним смеялся бы любой профессиональный юрист!
Сведения о лице невозможно распространить, не упоминая этого лица. Они притащили какого-то эксперта. Какую то девочку из университета под контролем СК.
А мы подумали: А мы против этой девочки выставим профессора. Даже ваша девочка, стоя на трибуне, сказала: там нет распространения сведений, там есть оценочные суждения
Лучший момент речи прокурора — что она вспомнила о чести и достоинстве. Конечно, работая помощником прокурора Москвы ты ни в какое другое время не вспоминаешь о чести и достоинстве.
Мне сегодня передали семь писем.
В одном из них были анекдоты. Там анекдот был такой: человек щупает в куртке и думает, что это презерватив. А это оказывается чай, и человек думает: "надо же, какой я скучный".
Так вот, прокурор Фролова — точно не скучный человек".
11:15Навальный:Я хотел бы обратить внимание, что за все время речи прокурора ни вы, ни мы ее не перебили.
И надеюсь, что вы не будете перебивать каждую секунду меня и моих защитников.
11:10 Прокурор просит признать Навального виновным по делу о клевете на ветерана и назначить ему штраф в размере 950 тысяч рублей.
11:05 Наконец прокурор объяснила, почему действия Навального — это именно клевета, а не оскорбление.
"Его слова о ветеране были основаны именно на утверждении о продажности Артеменко, что было представлено как факт, а не как мнение. О том, что это клевета, говорит и лингвистическая экспертиза.
Потерпевший указал на заведомую ложность слов Навального о себе".
11:02"Обвинение квалифицировано правильно. Клевета имеет отличие от оскорбления. Клевета указывает на определенные факты, не соответствующие действительности.
Тогда как оскорбление указывает на негативную оценку. Цель при клевете — изменить в глазах окружающих оценку человека при помощи распространения ложной информации.
О том, что это клевета, говорит и лингвистическая экспертиза. Потерпевший указал на заведомую ложность слов Навального о себе. Мы исследовали личное дело потерпевшего. Также были исследованы характеристики по месту жительства".
В процессе появляется новый термин: «киберклевета». Так прокурор характеризует слова Навального.
И подчеркивает, что «преступная деятельность подсудимого носит систематический характер», - сообщает РБК.
11:00«Всё, что происходило на протяжении следствия, заставило меня вспомнить простые человеческие ценности. Это то, что всегда впереди россиян. Это честь и достоинство.
Подсудимый об этом забыл. Признаюсь, это облегчило мне работу, и я этим воспользуюсь», - прокурор.
Затем Фролова переходит к доказательствам и утверждает, что Навальный лечился в Германии «максимум месяц», а за оставшееся время «ни разу не сказал про свои действия "Я не знал, я не понимал". Потому что знал, понимал и действовал умышленно».
10:50 Навальный слушает выступление прокурора Фроловой с нескрываемой улыбкой.
Гособвинитель тем временем говорит, что сам Навальный облегчил ей работу, ведь судебное заседание он использовал для своих политических выступлений.
10:45 Прокурор продолжает:
"В ходе дела мы несколько раз посмотрели ролик. Там было много уважаемых людей. В частности, ветеран Артеменко. Мог ли он представить, что станет жертвой клеветы и будет подвергнут нападкам? Он прошёл войну, имеет медали. Он ковал победы, даровал нам жизнь.
Даровал мне и всем участникам процесса. А в его адрес говорят эти слова, граничащие с безумием. На что же рассчитывал подсудимый?
На то, что с ним никто не будет связываться? Но мы не дадим ему так просто оскорблять уважаемых людей. Спасибо вам, Игнат Сергеевич, что напомнили нам, что мы не оставим никого в беде.
Вместо того, чтобы просто по-человечески извиниться, подсудимый продолжил оскорблять ветерана.
Я произнести эти слова в силу своего уважения к возрасту и подвигу не могу".
10:40 Судья объявила начало прений. Первым выступает прокурор Фролова. «Свое выступление хочу начать с преамбулы к Конституции», — говорит она и читает преамбулу.
Слова «чтя память предков» Фролова произносит с особенным выражением.
«Эти серьезные слова говорят о нашей государственности, определяют основы государственного строя. Они были и есть основой нашего конституционного строя. Навальный совершил клевету — то есть распространение сведений, подрывающих и порочащих репутацию другого лица», — продолжает прокурор
10:35 Судья вернулась: ходатайство о новом деле за оскорбление суда преждевременно и оставлено без рассмотрения, но будет рассмотрено при вынесении решения по этому делу.
10:30 «Алексей, [главред „Медиазоны“] Сергей Смирнов из спецприемника передает тебе огромный пламенный привет», — внезапно говорит адвокат Кобзев, оторвавшись от телефона.
«О дивный новый мир, можно передавать сообщения прямо из аквариума», — реагирует Навальный.
Судья всё ещё думает над ответом прокурору насчёт проверки высказываний Навального на суде.
10:00 Заседание началось. Прокурор Фролова просит выделить материалы уголовного дела и направить их для доследственной проверки в ГСУ СК.
По мнению обвинителя, Навальный еще вновь оскорбил ветерана, а еще судью и прокурора. Защита возражает, поскольку считает ходатайство немотивированным.
Навальный:«Серьезно? Я был самым милым подсудимым на свете. В контексте всего, все что было сказано — это комплименты судье и прокурору. Если там были оскорбления, скажите какие».
Навальный: «Мы присутствуем при рождении нового уголовного дела. Потерпевшая Фролова, вы, наверное, тоже будете потом выступать по видеосвязи и говорить: я почувствовала оскорбления, мне стало плохо, у меня защемило сердце».
9:55 В зале суда уже находится Алексей Навальный, его защитники и государственный обвинитель.
9:45 Обстановка у Бабушкинского суда.
фото: РБК
9:20 Как и в прошлые разы, прессу пускают «партиями». Усиленной защиты в виде ОМОНа и приставов она не заметила. Кажется, все так же, как было и в прошлый раз.
Сотрудники полиции дежурят, начиная от остановки «Северный рынок». По предварительным данным, Алексея Навального уже доставили в суд.
Заседание начнется в 10:00.
Сегодня, 16 февраля продолжается судебный процесс по делу о "клевете" Алексея Навального на ветерана Игната Артеменко.
Процесс начался 5 числа, а Прошлое заседание состоялось 12 - в ходе двуъх слушаний выяснилось, что сам пенсионер не писал заявление на политика.
Внук ветерана также отрицает, что подавал заявление.
Стороны заслушали свидетелей и экспертов - со стороны прокурора выступила Альбина Глотова, со стороны Навального - Алексей Баранов.
Оба эксперта сошлись на том, что в словах Алексея Навального, которые он сказал в отношении тех, кто снялся в ролике, агитировавшем за поправки к Конституции, нет фактов.
В них есть только оценки.
Сам Артеменко принял участие лишь в первом заседании, он включался по видеосвязи, но затем ему стало плохо и включение пришлось прервать.
Позднее его показания зачитывала прокурор.
В основном они состояли из воспоминаний Артеменко о годах войны. Навальный заявил, что эти показания не имеют отношения к делу и указал, что они, вероятно, были скопированы из мемуаров Артеменко, опубликованных 30 лет назад.