Группа сотрудников ФСБ, следившая за политиком Алексеем Навальным и предположительно организовавшая его отравление, отравила еще нескольких человек.
Об этом говорится в новом расследовании Bellingcat и The Insider, проведенном совместно с Der Spiegel.
Расследователи настаивают на причастности сотрудников ФСБ к смертям журналиста Тимура Куашева, политика Никиты Исаева и активиста Руслана Магомедрагимова.
"Есть как минимум три убийства, где совпадения поездок не дают возможности сомневаться в причастности этой группы отравителей", - пишут расследователи.
Убийство Тимура Куашева
1 августа 2014 журналист и правозащитник из Нальчика Тимур Куашев был найден мертвым на окраине города.
Он лежал на животе, лицом вниз. На лице и коленях были ссадины и гематомы. Судмедэксперт обнаружил под мышкой след от шприца.
Несмотря на очевидные следы насилия, официальная причина смерти 26-летнего активиста — острая коронарная недостаточность.
Как пишут расследователи, незадолго до предполагаемого убийства, 13 июля, в Нальчик прибыл Константин Кудрявцев [по данным Insider - участник отравления Навального].
Через неделю, 22 июля, в Минеральные Воды прилетел еще один из будущих отравителей Навального из НИИ-2 ФСБ — врач Иван Осипов, а также Денис Мачикин и Роман Матюшин.
Когда отец журналиста Хамби Куашев попытался выяснить, что произошло с его сыном, он обнаружил много странностей.
Так, например, все камеры по месту следования от дома Куашева до места обнаружения его тела (а там было не менее 4 камер) оказались отключены по причины «выхода из строя коммутатора».
"Отец также настоял на проведении экспертизы, чтобы проверить версию об отравлении. Образцы крови Куашева отправили в Москву, где ее проверили... сами же убийцы из НИИ-2 ФСБ.
Разумеется, ничего подозрительного они не обнаружили", - пишет Insider.
16 ноября 2019 года в поезде Тамбов — Москва скончался Никита Исаев, лидер движения «Новая Россия».
Незадолго до поездки в Тамбов глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов назначил его советником по региональному развитию, задачей Исаева в городе был подбор кандидатов в партию и подготовка их к выборам.
Его помощница Алина Жестовская рассказала, что ночью Исаеву стало плохо, она позвала проводника, но остановить поезд сразу было нельзя — вокруг был лес, а на ближайшем полустанке не было даже фельдшерско-акушерского пункта.
Пришлось ехать до следующей станции — Узуново, что заняло еще около часа. Тем временем пульс у Исаева уже не прощупывался, зрачки не реагировали, пальцы и губы посинели. Когда поезд пришел на станцию, прибывшие врачи констатировали смерть.
Еще до результатов экспертизы тело кремировали (по словам бывшей супруги, кремация исполняла волю покойного), а когда экспертиза наконец-то была закончена, официальным диагнозом стал сердечный приступ.
"Судя по анализу передвижений известных нам отравителей из ФСБ, следовать за Исаевым начали во время его поездки в Челябинск в декабре 2018 года.
Сопоставляя данные из базы перелетов с известными нам поездками Исаева, о которых он писал в соцсетях, мы нашли 7 совпадений по городу и дате поездки (не считая его последнего визита в Тамбов), причем, скорее всего, пересечений было больше, если учесть неполноту базы перелетов, имеющейся в распоряжении Bellingcat.
В бригаде, работавшей по Исаеву, были два отравителя, которые известны по покушению на Навального — Алексей Александров и Иван Осипов (оба с медицинским образованием).
Нам удалось узнать по метаданным телефона одного из пяти отравителей, что он действительно был в Тамбове 1 ноября 2019 года.
Мы не можем сказать, кто именно из пяти, так как Bellingcat предполагает, что эта информация может поставить под угрозу его источник", - отмечает издание.
Никто из окружения Исаева не имеет сколь-нибудь правдоподобного объяснения, чем провластный «патриот» мог не угодить ФСБ.
Конфликты с региональными властями едва ли могли быть причиной убийства — родственники и знакомые Исаева уверены, что если бы федеральные власти были недовольны какой-то его деятельностью, им было бы достаточно просто намекнуть.
"Одной из гипотетически возможных интерпретаций событий могло бы быть то, что Никита Исаев работал не только на АП, но и на российские спецслужбы, например, на СВР — его сверхчастые поездки за границу, в том числе в качестве «сотрудника страховой компании» и «специалиста по экспорту», могли стать идеальным прикрытием для такой работы", - пишут расследователи.