Росреестр выборочно скрыл недвижимость высокопоставленных сотрудников МВД: особая безопасность обеспечена дорогим домам и участкам, которые могут отсутствовать не только в реестре собственников, но и в декларациях о доходах, пишут «Важные истории».
В российском Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержится информация об участках, домах, квартирах и других объектах на территории страны.
Реестр публичный, и каждый может узнать собственников какой-либо недвижимости, если сделает запрос в Росреестр по адресу или кадастровому номеру.
Но есть объекты, собственников которых Росреестр скрывает.
Телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ» 19 января опубликовал список засекреченных домов и участков в Московской области с именами их реальных владельцев.
Помимо премьер-министра Михаила Мишустина и главы «Роснефти» Игоря Сечина, лидерами по количеству секретной недвижимости стали чиновники из министерства внутренних дел (МВД). Один только министр Владимир Колокольцев и его сын Александр, по данным канала, скрыли десять объектов недвижимости.
На следующий день после публикации списка Росреестр выделил почти полмиллиарда рублей на борьбу с утечками данных.
Одно из требований к исполнителю контракта — «обеспечивать возможность маскирования данных в ответах приложения для защиты от утечек чувствительных данных», на это обратили внимание в «МБХ-медиа».
Согласно порталу госзакупок, с 2014 года Росреестр потратил на защиту информации уже больше 550 миллионов рублей.
Росреестр охраняет данные не всех высокопоставленных собственников. Особое внимание уделяется владельцам дорогостоящей недвижимости. Помимо уже известного метода — замены имени собственника на «Российскую Федерацию», шифр или псевдоним — теперь реестр использует и более радикальный способ. Сведения о недвижимости просто удаляются — как из реестра, так и с кадастровой карты. Многие участки и дома, данные о которых есть в телеграме, были массовы удалены из реестра в июне 2020 года .
Заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов мог скрыть элитную недвижимость по соседству с высокопоставленными чиновниками, олигархами и бывшим президентом России. Только кадастровая стоимость участка и дома в поселке «Ландшафт», которых нет в декларации Зубова, — больше 120 млн рублей. Годовой доход замминистра при этом — около 5 млн рублей.
Глава МВД Владимир Колокольцев засекретил и свою недвижимость, и владения сына. Колокольцев-младший может быть обладателем большого участка в элитном поселке Заречье.
Не всё руководство МВД оказалось в равных условиях. Недвижимость других замов Колокольцева Росреестр не скрыл. например, данные о земельных участках заместителей министра Виталия Шулики и Михаила Ваничкина в Московской области не засекречены.
При этом засекреченным оказался участок представителя МВД Ирины Волк. В утекшей в сеть базе данных она указана собственницей участка площадью 1 200 квадратных метров в дачном поселке «Белые росы» под Можайском.
Сейчас по закону владельцы недвижимости могут быть скрыты Росреестром, только когда их жизни, здоровью или имуществу угрожает опасность.
Однако в декабре прошлого года Госдума в первом чтении одобрила законопроект, который позволит спрятать любую информацию о высокопоставленных лицах и их родственниках не только в случае угрозы, но и просто по факту вступления в должность.
Опрошенные изданием «Медуза» журналисты и активисты убеждены, что этот закон направлен в первую очередь против расследований о недвижимости чиновников.