Государственно-правовое управление президента (ГПУ) раскритиковало реформу процедуры банкротства, предложенную Минэкономразвития, пишет издание VTimes со ссылкой на источники в Кремле.
Правительство получило письмо ГПУ и работает над замечаниями, сказал его представитель.
Сейчас действует мораторий на банкротства. После его отмены с 2021 и бизнес, и юристы, и чиновники ждут волну банкротств, которая может оказаться гибельной для многих компаний.
Защищать жизнеспособные бизнесы от разрушения и в то же время упрощать переход активов и трудовых ресурсов в эффективные сектора призывали эксперты МВФ в докладе для G20.
Поправки в закон о банкротстве, по замыслу их авторов, должны помочь решить эти задачи. И хотя они были подготовлены Минэкономразвития еще в начале 2020 г., приниматься и внедряться они будут уже после снятия моратория, когда начнет раскручиваться спираль банкротств.
Главное нововведение – появление процедуры реструктуризации долгов, которой Минэкономразвития предлагает заменить сразу три существующие сейчас – финансовое оздоровление, наблюдение и внешнее управление.
Идея не новая, она была предложена еще во время финансового кризиса 2009 г., вспоминает арбитражный управляющий Евгений Семченко.
Наблюдение, когда управляющему дается время, чтобы понять, нужно ли ликвидировать бизнес, в 99% случаев заканчивается ликвидацией банкрота, рассказывает он.
За это время долги предприятия только накапливаются, как и риски вывода активов.
Так, в 2019 г. из более чем 10 000 дел с процедурой наблюдения только 17 закончились началом финансового оздоровления, свидетельствуют данные судебного департамента при Верховном суде.
Внешнее управление более эффективно – оно дает шанс кризисному менеджеру наладить дела компании, но оно вводится лишь примерно в 10% дел о банкротстве, говорит Семченко.
ГПУ предлагает более плавные изменения – убрать процедуру наблюдения, а финансовое оздоровление и внешнее управление сохранить еще минимум на два года, параллельно запустив процедуру реструктуризации. Кредиторы в таком случае смогут выбирать наиболее удобный для них вариант.
Юристы Кремля так объясняют необходимость переходного периода:
слишком рискованно отменять все действующие реабилитационные процедуры сразу;
арбитражным управляющим придется быстро привыкать к новым правилам, из-за этого правовая определенность снизится, как и доверие бизнеса к механизму банкротства;
новая судебная практика будет долго формироваться в условиях неизбежного роста числа банкротств после окончания моратория, что создаст дополнительные риски;
кардинальное изменение правил приведет к тому, что кредиторы просто не станут пользоваться реструктуризацией и будут ликвидировать бизнес.
На доработку законопроекта и его повторное согласование уйдет минимум месяц, говорит чиновник Минэкономразвития.
Значит, проект будет принят не раньше 2021 г., а вступит в силу еще позже, отмечает другой федеральный чиновник.
Массовые дела после снятия моратория начнутся в апреле – мае 2021, считает Семченко. И банкротиться компании будут по старым правилам. Но лучше понятные правила, чем новые процедуры в разгар конфликтов, уверен он.