Журналист "Новой газеты" и московский депутат Илья Азар выпустил репортаж о Магадане и несостоявшихся выборах мэра - "Город отложенной жизни".
За то время, которое он был в городе, журналист поговорил с политиками, местными активистами и творческой интеллигенцией, и даже нашел пятерых потенциальных кандидатов на вакантный пост мэра.
Приводим несколько выдержек из его текста.
Андрей Колядин, вице-губернатор Магаданской области
"Я первое время, когда приехал, вообще ни одного человека не встречал, который хотел бы тут остаться.
Но за последний год я начал регулярно встречать таких людей и знаю тех, кто вернулся. Но сказать, что все желают провести свою старость где-нибудь в бухте Гертнера, загорая суровым магаданским летом, нельзя. Люди хотят жить в тепле, чтобы была более цивилизованная жизнь...
Мне различные башни Кремля предлагали города на выбор, но Носов на нашей встрече сказал интересное: «У меня дед создал Магнитку и вошел в историю Урала, его именем назван институт и населенные пункты. Отец реконструировал металлургию на Украине, он — национальный герой Донбасса, и я хочу сделать [столько], чтобы по своим заслугам перед народом претендовать на памятник».
Это амбициозная, но правильная задача.
Ведь деньги, дома в Майами и Монте-Карло или любовь красивых девушек для души ничего не дают".
Артем Ковалев, сотрудник магаданского музея:
"Когда Носов приехал, то сказал, что Магаданская область выглядит так, будто Советский Союз ее покинул, а Российская Федерация не пришла.
В 90-е годы город выглядел просто чудовищно, и мне кажется, что вообще ничего не ремонтировалось. При мэре Владимире Печеном начались сытные для России годы и все более-менее нормализовалось. Он на Чукотке подсмотрел, как красят дома в разные цвета, и это было первое за долгие годы заметное преобразование.
Начали приводить в порядок центральные улицы, ставили фонтаны, на мой взгляд, совершенно тут бесполезные...
Мэр [Юрий Гришан] сам признавался, что задачи, которые он перед собой ставил, не были выполнены, но ведь есть важные инфраструктурные задачи, которые обычным людям не видны: канализация, тепло. Если бы разморозили город зимой, то были бы трупы, ведь отсюда никуда не уедешь.
Сильно хуже не стало, где-то стало чуть лучше, но ничего страшного точно не случилось, а в российских реалиях это уже хорошо».
"Есть же общественные проблемы, о которых мы привыкли говорить на кухне. А зачем говорить на кухне, когда, отработав даже малый проект, можно получит результат.
В Москве демократия, своеобразная атмосфера, а в Магадане другая история: если хочешь работать и добиваться результата, то придется волей-неволей работать именно с этими людьми. Тут и так людей не хватает, чтобы еще грызть друг друга.
Сейчас говорят, что это расстрельная должность [мэра города], а еще в начале нулевых за эту должность грызли друг другу глотки.
На самом деле мэр Магадана — это как глава управы одного из районов Москвы, то есть не самая сложная должность в РФ, и справиться с городом можно".
Дмитрий Журов, политический активист:
"Весь город живет тем, что вот-вот уедет, а я понимаю, что лучше сейчас делать нормально, чем ждать другой жизни.
Нам обещают какие-то перспективы, что мы будем развиваться, но ничего не делается, и надежда на Носова очень быстро иссякла. Много обещаний, начатых строек, но конкретных изменений нет.
«Маяк» прикольный, но его нельзя было не построить, чтобы не возвращать в бюджет деньги. На качество жизни парк не влияет — дома все равно разваливаются, а денег не хватает до зарплаты".