По итогам III квартала реальные располагаемые доходы населения в России снизились на 4,8%, сообщил Росстат. При этом статистическое ведомство ухудшило оценку этого показателя за II квартал - 8,4% вместо 8%.
В последний раз реальные располагаемые доходы россиян сокращались сильнее в 1999 году: тогда по итогам года падение составило 12,3%.
За период 2014-2017 годов реальные доходы граждан упали на 8,3%, а в условно стабильные 2018-2019 годы не отыграли даже небольшой доли падения.
В итоге к началу 2020 года реальные доходы населения составили только 93,7% от уровня 2013 года - последнего года устойчивого роста доходов населения.
А последствия пандемии и весенний обвал цен на нефть усугубили проблему падения доходов, и «это главное, что сегодня тревожит граждан», признают экономисты ВШЭ.
При этом из-за пандемического кризиса расширились очаги бедности, сформировавшиеся еще до его начала, предупреждают аналитики.
Главный – это безработные, численность которых существенно выросла.
В сентябре 2020 года, по предварительным итогам обследования рынка труда, 4,8 млн человек были признаны безработными. Это составляет 6,3% рабочей силы в России. Для сравнения, в декабре 2019 года уровень безработицы составлял 4,6%.
Теневая экономика
Снижается и размер зарплаты. В августе 2020 года темпы роста номинальных среднемесячных зарплат замедлились до 3,7% после 6,4% в июле, а реальных - до 0,1% после 2,9% месяцем ранее.
Но это лишь наблюдаемые зарплаты в крупных и средних компаниях.
Однако гораздо большее беспокойство вызывают трудовые доходы россиян, занятых в теневом секторе экономики, отмечают эксперты. И неформально занятые - это второй очаг концентрации бедности.
Накануне пандемии в России было 6 млн неформально занятых трудоспособного возраста, подсчитали в ВШЭ. Для них это единственная работа, а индивидуальный трудовой доход не превышает 1,5 прожиточного минимума.
Еще 7 млн человек - это занятые в малом бизнесе (наемные работники и индивидуальные предприниматели) с таким же уровнем трудового дохода при отсутствии дополнительной занятости и дохода в виде пенсии.
Все эти люди могли оказаться за чертой бедности, но Росстат о них ничего не знает.
Пандемический кризис привел к тому, что 6,1% работающих представителей российского среднего класса перешли в категорию бедных, отмечают эксперты. По итогам 2019 года 12,3% населения имели доходы ниже прожиточного минимума. А в первом полугодии 2020 года уровень бедности составил уже 13,2% населения.
Но шок от падения доходов привел к шоку потребления. За девять месяцев 2020 года розничные продажи сократились на 4,8%, или 1,2 триллиона рублей (в реальном выражении), причем в сентябре, согласно Росстату, спад вновь ускорился. Люди сокращают расходы, потому что кошельки стремительно пустеют даже у тех, кто не потерял работу или доход.
Когда наступит улучшение
90% населения не ждет улучшения своего материального положения, показало исследование ВШЭ.
В III квартале 38% россиян жаловались на то, что их финансовое положение ухудшилось, 68% негативно оценили изменения в экономике страны. При этом 23% ждут разрастания личных финансовых проблем, а 36% - дальнейшей деградации экономической ситуации.
По-видимому, заметного улучшения ситуации не наступит как минимум до середины 2021 года, полагают эксперты.
Тогда может стабилизироваться ситуация в экономике и прекратится быстрое падение реальных доходов населения.
Однако все это возможно только в том случае, если мы опять не попадем в состояние «идеального шторма» или не прилетит новая стая «черных лебедей».