Зарубежные расследователи рассказали об офшорных сделках «ближнего круга» Путина на миллионы долларов


Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) и BuzzFeed News изучили документы подразделения минфина США по борьбе с финансовыми преступлениями (Financial Crimes Enforcement Network, FinCEN).

Как пишут «Важные истории», в документах минфина есть транзакции российских бизнесменов. Издание, ссылаясь на документы, утверждает, что миллиардеры и компании «перечисляли миллионы долларов людям, близким к Владимиру Путину».

В утечке из FinCEN оказалось более 2500 отчетов, которые банки отправляли в американский минфин в 2000-2017 годах. 

Речь идет о подозрительных транзакциях на общую сумму больше двух триллионов долларов.

Так, по данным расследователей, связанная с компаниями группы «Северсталь» Алексея Мордашова кипрская Dulston Ventures в 2010 году перечислила 830 тысяч долларов компании Sandalwood Continental. Она, в свою очередь, связана с музыкантом Сергеем Ролдугиным.

В документах FinCEN удалось найти также шесть миллионов долларов, которые в 2006-2008 годах советник президента РФ Валентин Юмашев получил от Epion Holdings Limited с Британских Виргинских островов, утверждают авторы расследования.

Эта фирма принадлежит Алишеру Усманову, деньги в течение двух лет перечислялись по «соглашению об услугах», пишут «Важные истории».

В расследовании также упоминаются 5,3 миллиона долларов, которые российская телекоммуникационная МТС несколькими переводами в 2015 году выплатила фирме, связанной с сыном бывшего министра национальной безопасности Азербайджана.

Издание "Важные истории" подробно приводит несколько кейсов расследования, касающихся России.

Как Алексей Мордашов платил крестному отцу дочери Владимира Путина

Виолончелист Сергей Ролдугин — старый друг президента России Владимира Путина и крестный отец его старшей дочери Марии. Его имя стало широко известно в 2016 году после публикации «Панамского архива» — расследования журналистов, основанного на документах панамского регистрационного агента Mossack Fonseca, который учреждал офшорные компании по заказу бизнесменов со всего мира.

Из документов агента выяснилось, что Ролдугин, утверждавший, что никогда не занимался бизнесом, был связан с несколькими компаниями в экзотических юрисдикциях. И на их счета поступали миллиарды долларов от российских госбанков, а также от крупнейших бизнесменов.

В отчетах о подозрительных транзакциях FinCEN есть сведения о платежах в адрес виолончелиста, которые не упоминались в «Панамском архиве».

В октябре 2010 связанная с Ролдугиным компания Sandalwood Continental получила 830 тысяч долларов от кипрской Dulston Ventures. В основании платежа говорится, что это плата за продление договора займа. В «Панамском архиве» Dulston не упоминается. Но появляется в списке аффилированных лиц нескольких российских компаний, входящих в «Севергрупп» Алексея Мордашова. 

В ходе расследования «Панамского архива» упоминались другие сделки компаний, близких к Ролдугину, со структурами Мордашова. Так, они получили на офшорные счета 30 миллионов долларов за консультационные услуги, а также заем в 6 миллионов долларов, который структуры Мордашова спустя некоторое время «простили» ему за вознаграждение в 1 доллар. В «Севергрупп» не ответили на вопросы «Важных историй».

Как «Рособоронэкспорт» платил человеку близкому к бывшему президенту Индонезии

Документы FinCEN показывают, что российский государственный экспортер военной техники и вооружений «Рособоронэкспорт», который входит в госкорпорацию «Ростех», платил сотни тысяч долларов своему индонезийскому посреднику (агенту) из окружения бывшего президента страны.

В то же время Индонезия решила активнее покупать российские истребители Су и другую военную технику. Деньги индонезийскому посреднику «Рособоронэкспорт» перечислял через банк, совладельцем которого является супруга гендиректора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова — давнего друга российского президента.

Крупным посредником по поставкам российской военной техники в Индонезию был бизнесмен китайского происхождения Енг Дзин Тжонг, которого в Индонезии называют просто Суджито Нг. 

Местные журналисты обратили на него внимание после катастрофы, которая произошла с новым российским гражданским самолетом «Сухой Суперджет».

В начале мая 2012 года во время демонстрационного полета в Индонезии самолет врезался в гору. Все 45 человек на борту погибли. Журналисты заинтересовались, кто продвигал «Суперджет» на местном рынке, и выяснили, что агентом российского авиационного холдинга «Сухой» много лет являлась фирма бизнесмена Суджито Нг. 

Он входил в окружение бывшего президента страны (Сусило Бамбанг Юдойоно) — кадрового военного, который раньше последовательно был министром энергетики и министром политики, права и безопасности. А консультантами у Суджито работали действующие военные, в частности, тот, кто отвечал за поставки в страну авиатехники и вооружения.

Фирму Суджито — Trimarga Rekatama — в сообщении ТАСС называли индонезийским «агентом» по продаже гражданских «Суперджетов».

Но, по данным о международных перевозках, Trimarga занималась не только гражданскими поставками. Фирма давно сотрудничает с российскими оборонными предприятиями. Как минимум с 2008 года она была посредником по поставкам в Индонезию запчастей, авиационных двигателей для многоцелевых истребителей Су-30 и продукции предприятий «Рособоронэкспорта» и «Ростеха».

Индонезийская пресса сообщала, что благодаря близости к политическим кругам и военному руководству Суджито стал крупнейшим агентом по поставкам российских истребителей Су-30 и бронетранспортеров в Индонезию.

Документы FinCEN показывают, что в 2011–2012 годах «Рособоронэкспорт» платил лично Суджито, и эти платежи вызвали вопросы у американского банка (Bank of New York Mellon), который отметил их в своем отчете о подозрительных денежных переводах.

Так, 29 декабря 2011 года «Рособоронэкспорт» перевел Суджито больше 220 тысяч долларов по «дополнительным соглашениям» к договору 2005 года, суть которого не раскрывалась. Один из банков, через который проходили эти деньги — JP Morgan Chase, — тогда отменил эту транзакцию и вернул средства из-за «рисков», связанных с «Рособоронэкспортом». Но средства перенаправили через другой банк. А 24 января 2012 года «Рособоронэкспорт» заплатил Суджито Нг еще 51 тысячу долларов.

Примечательно, что, по данным файлов FinCEN, «Рособоронэкспорт» платил индонезийскому посреднику не через подконтрольные государству российские банки, как в случае многих контрактов с разными зарубежными компаниями, а через банк «Международный финансовый клуб». Этот банк крупного российского бизнесмена Михаила Прохорова известен тем, что его совладельцем является супруга гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова — Екатерина Игнатова. Согласно отчету банка, у нее 6,5 % «Международного финансового клуба». Чемезов и Игнатова входят в его совет директоров.

В «Ростехе» и «Рособоронэкспорте» не ответили на вопросы «Важных историй» и не смогли объяснить, почему для перевода денег госкомпании использовался банк с участием супруги Чемезова.

В «Международном финансовом клубе» уверяют, что таких клиентов, как госкомпания и Суджито Нг, у них не было.

Полный текст расследования





Независимый информационный портал

Телефоны редакции: 

8-924-851-07-92


Почта: 

vesmatoday@gmail.com

     18+

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Яндекс.Метрика