Конституционная реформа 2020 года символически завершила переход постсоветской России из разряда относительно свободных, полудемократических стран в разряд консолидированных авторитаризмов.
При этом формальный успех конституционной реформы не изменит проявившуюся в последние годы тенденции снижения электоральной поддержки власти и лично Владимира Путина, и это будет подталкивать режим в том числе к расширению репрессивных практик.
Такие выводы содержатся в докладе «Новая (не)легитимность. Как проходило и что принесло России переписывание Конституции», который подготовил фонд «Либеральная миссия».
"Учитывая характер и масштаб поправок (текст конституции увеличился на треть), надлежащей правовой формой их введения могла быть только форма принятия новой конституции. Закон о поправке к конституции не является тем, за что себя выдает: большое количество разнородных поправок, часть из которых вторгается в сферу положений неизменяемых частей, он представляет как одну поправку.
К тому же закон устанавливает ad hoc процедуру принятия поправок, которая является миксом из процедур принятия одной поправки и процедуры принятия новой конституции, но в результате не соответствует ни одному из прописанных в действующей конституции способов внесения изменений в нее.
Закон также определяет в самом общем виде правила «общероссийского голосования», которые не соответствуют описанным в конституции формам установления народного волеизъявления.
В результате поправки к конституции не могут считаться принятыми надлежащим образом с точки зрения требований действующей Конституции России", - пишут авторы, среди которых экономист Константин Сонин, политолог Александр Кынев, социолог Григорий Юдин.
"Большинство экспертов склоняются к мнению, что ущербность процедур принятия и одобрения поправок, скорее, обнажила недостаток электоральной легитимности режима.
Вместе с тем «поправочная» кампания продемонстрировала его значительный организационный потенциал на фоне низкой организованности оппозиционно настроенных контингентов.
Формальный успех конституционной реформы не изменит тенденции снижения поддержки режима и Владимира Путина, проявившей себя в последние годы; при этом снижение электоральной легитимности будет подталкивать режим к расширению репрессивных практик и различных форм контроля общества, медиа и социальных сетей, а также закреплению новых практик манипулирования выборами, позволивших вдвое увеличить масштабы электоральных фальсификаций", - отмечается в докладе.
Юрист Ольга Кряжкова так описывает юридические аспекты принятия поправок.
"Во-первых, Закон о поправке к конституции не является таковым по сути: поправок много, они про разное и концептуально меняют конституцию. Редакция от 14 марта 2020 года оставляет как минимум за некоторыми положениями глав 1, 2 и 9 конституции исключительно декларативное значение.
Стоит ожидать, что на практике последние будут интерпретироваться в свете поправок, а не наоборот, хотя именно неизменяемые положения составляют конституционное ядро и должны быть эталоном для толкования.
Во-вторых, надлежащей правовой процедурой для столь серьезного изменения конституции было бы принятие новой конституции. Тогда не пришлось бы прибегать к «гибридным» формам ее легитимации: якобы широко представительному составу рабочей группы по поправкам, участию Конституционного суда и голосованию граждан в явно не подходящей для этого эпидемиологической обстановке.
В-третьих, ход принятия Закона о поправке к конституции нельзя назвать свободным от нарушений. Существующие правила предписывают оформлять не объединенные общей тематикой поправки разными законами, чтобы у депутатов, а в нашем случае — и у граждан, была возможность одобрить то, что кажется им правильным, и отвергнуть то, что, по их мнению, является неправильным.
В-четвертых, на процедуру общероссийского голосования не распространялось законодательство о выборах и референдумах, содержащее понятные правила установления воли избирателей (Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Закон о поправке к конституции лишь контурно обозначил параметры общероссийского голосования, а основное регулирование было отдано на откуп Центральной избирательной комиссии, причем процедура менялась, даже когда голосование уже началось.
Нормативные упущения, о которых говорят электоральные юристы, ставят под вопрос свободное участие граждан, их возможность принять осознанное решение и достоверное определение результатов голосования".