Последние несколько лет тема домашнего насилия и абьюзивного поведения стала громко звучать. Многие женщины перестают молчать о проблемах в семье, активно работают кризисные центры, благодаря СМИ и соцсетям тема выносится на всеобщее обсуждение и больше не замалчивается внутри отдельной семьи.
При этом некоторые религиозные женщины так и продолжают оставаться с мужьями-абьюзерами, годами их избивающими, потому что «бог не позволяет уйти» и «надо смиряться» и «сохранять брак».
Издание «Правмир» на эту тему опубликовало прекрасное интервью с создателем Кризисного центра помощи молодой семье протоиереем Максимом Первозванским.
Священнослужитель очень логично и доступно объясняет, почему не стоит обосновывать насилие в семье православной идеей смирения и где искать поддержку пострадавшим женщинам.
У отца Максима в деструктивные семейные отношения попала ученица. Ее муж сначала запрещал ей общаться с семьей и подругами (обрезал все социальные контакты), а потом стал избивать. При этом у семьи был общий духовник, который говорил женщине одно: "терпи и смиряйся". А она в 25 лет выглядела на 40, волосы стали выпадать.
Оценить деструктивную ситуацию здраво как раз мешает то, что ее пытаются обосновать с православной точки зрения: "Ты что, потерпеть не можешь? Ты должна слушаться мужа и своим терпением спасешься, да еще мужа спасешь".
"Уже 20 лет я повторяю и повторяю, что муж не имеет права заставлять жену слушаться, нет у него такой власти.
А еще у меня есть критерий, по которому можно проанализировать, что происходит: есть ли в происходящем уважение к другому человеку и (или) самоуважение? Если чего-то нет, значит, это неправильное поведение", - говорит отец Максим.
Самоуважение — это не гордыня, уверен священник. По-настоящему самоуважение — это уважение в себе образа Божьего, как уважение другого — уважение образа Божьего в другом.
Человек должен обязательно себя уважать, опираясь на слова Спасителя: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя".
Максим Первозванский. фото: Правмир
Любовь к себе — это как раз самоуважение, а не самолюбие. Если ты себя уважаешь, то ты не можешь позволить другому поступать с тобой так, оскверняя в тебе образ Божий.
Первый шаг на пути выхода из деструктивных отношений, это понять: со мной происходит что-то не то. Тем более, если последствия проявляются уже на физическом уровне, условно говоря, выпадают волосы, трясутся руки, уходит вес. Лучше, конечно, заметить это как можно раньше. И сразу обратиться за помощью — к психологу, к священнику, который не скажет: "Если бьет, смиряйся и терпи", к родителям. Главное, искать защиту и поддержку.
Но в идеале — все-таки слышать звоночки раньше и не позволять себя втягивать в деструктивные отношения, причем реагировать правильно. Что это значит? Вот пример: приходит муж с утра пьяный, пахнущий чужими духами, со следами помады на воротнике. Если жена начнет бить посуду, царапать мужу лицо, то в итоге муж-манипулятор потом может сыграть уже на ее чувстве вины. Если же она не полезет в драку, а просто тихо соберется и уйдет из дома, и скажет: "Извини, дорогой, я с тобой больше жить не буду", — ему и придраться будет не к чему. И у нее не будет чувства вины.
Если это 15-летние отношения, в которых все растоптано, и вообще не на что человеку в себе опереться, то может помочь только многолетняя реабилитация.
Из отношений длиной в два, три года, даже пять лет, можно выйти, осознав, что происходит, и сохранить себя. Но это возможно, когда тебе есть на что опереться: друзья, родители, священник, психолог, работа, социальные связи. Вообще, когда есть понимание, где можно искать защиты.
Чаще всего деструктивное агрессивное поведение возникает в ситуации, когда жертве не на что опереться.
"Я знал жуткие случаи, где муж все выстраивал так, чтобы у жены не было ни профессии, ни работы, ни образования, а вся собственность была оформлена на него. И в результате к моменту, когда он завел себе любовницу, через 20 лет семейной жизни, у его жены не было ничего, она оказывалась в полной зависимости от него — материальной, юридической".
Сейчас отношения к внутрисемейным ситуациям и советы священнослужителей очень изменились. Лет 50 назад, когда молодая жена приходила к духовнику и говорила, что свекровь вмешивается в дела молодой семьи, не пускает готовить на кухне, чаще всего духовник бы ответил: "Слушайся свекровь. Она — большуха, она — хозяйка, поэтому определяет правила"
А что бы сказал духовник 10 лет назад или сегодня? Он бы сказал: "Вам надо жить отдельно". Больше того, я знаю, что даже 20 лет назад мой духовник, архимандрит, а впоследствии архиепископ Алексий (Фролов) вообще не дал бы благословение на брак молодым, если у них не было где жить отдельно от старшего поколения. Ситуация радикально меняется.
Да, по-другому было не выжить в традиционном обществе, кроме как в большой многопоколенческой семье, но это не имеет отношения к православию. Буддисты жили так же, мусульмане, но это на характер отношений принципиально не влияло.
Рассказал отец Максим и о насилии в семьях священнослужителей.
"Современное православное духовничество даже на уровне духовников епархий часто не знает, что с этой ситуацией делать, кроме как сказать: "Терпи, женщина, и смиряйся". Потому что страшно боятся священнического развода, а как выправить ситуацию, пока она еще не стала критической, не знают".
Тем не менее, нередки случаи, когда со священника, поднимающего руку на жену, в итоге снимали сан и благословляли на развод семью.
"Потому я считаю, что в каждой епархии должен быть не только духовник, но и семейный кризисный психолог для духовенства".