Заболевших коронавирусом в России, по официальным данным, пока несколько тысяч, но у системы здравоохранения уже серьезные проблемы.
В перспективе нам может грозить дефицит буквально всего: медиков, средств защиты, коек в больницах, аппаратов ИВЛ, тестов, лекарств, - пишут "Ведомости".
Начинающаяся эпидемия коронавируса обнажила недостатки реформы здравоохранения, отмечал 28 марта главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач на форуме «Следующие 20 лет».
Сократилось количество коек в стационарах и врачей-инфекционистов. Власти не усвоили урок пандемии свиного гриппа, который показал, как легко инфекции могут распространяться по всему миру.
Минздрав также не должен был сокращать средний и младший медперсонал, считает Клепач. Это делали ради выполнения майских указов Путина от 2018 о повышении средней зарплаты в здравоохранении.
По данным Росстата, с начала 2013 по конец 2019 количество младших медработников сократилось до 265 000 человек (в 2,6 раза), среднего персонала – до 1,314 млн человек (на 9,3%), врачей – до 704 000 человек (на 2%), инфекционистов – на 10% по сравнению с 2011, или до 6 884 специалистов.
Почти в 2,4 раза сократилось и число коек инфекционного профиля – со 140 000 в 1990 до 59 000, по данным Росстата.
В Москве с 2011 ликвидировано почти 2 200 из 4 823 койко-мест.
3-ю инфекционную больницу в Печатниках на 570 мест в 2015 власти решили перестроить в производственно-складской комплекс.
«Ее можно было использовать под такие ЧП. В итоге сейчас строят новую [в Новой Москве]», – недоумевает глава профсоюза фельдшеров Дмитрий Беляков.
В каких условиях сегодня работают врачи?
«Сдохни или умри – так можно описать наши смены сейчас, – пишет в своем Instagram медсестра недавно перепрофилированной больницы Москвы.
Мы все в «грязной зоне» работаем в следующем обмундировании: хирургическая пижама, сверху защитный костюм, очки, респиратор, две пары перчаток, резиновая обувь, бахилы.
В «грязной зоне» нельзя снимать ничего <...> а это значит, нельзя: пить, есть, сходить в туалет, а в какой-то момент становится почти невозможно дышать <...>
Утром после суток напряженной работы в респираторе я уже рыдала от бессилия», – пишет она.
Чтобы стимулировать медиков, правительство выделило Минздраву 10,2 млрд руб. на доплаты за работу с зараженными коронавирусом или людьми из группы риска.
Но они будут неравными: врачи смогут рассчитывать на 80 000 рублей, медсестры – на 50 000, фельдшеры – на 25 000, заявил президент.
И едва ли этим можно окупить долги государства перед медиками, считает сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал.
Работа с вредом для здоровья или сверхурочно, в выходной день или ночью должна оплачиваться гораздо выше всем медработникам, поскольку в обычное время они сильно недополучают.