В Магадане часто можно услышать об операциях «Должник», когда сотрудники ГИБДД, работая вместе с судебными приставами, останавливают автомобили, а те «пробивают» водителей по базе данных должников.
Но на почту свободного информационного портала «Весьма» пришло письмо, в котором житель Магадана скинул несколько интересных статей и примеров прокурорского реагирования на такие рейды.
Так прокуратура Зауралья еще в 2009 году объявила совместные рейды ГИБДД и судебных приставов незаконными.
«Прокуратура Курганской области предупредила местную Госавтоинспекцию и региональное управление Службы судебных приставов (УФССП) о том, что они нарушают закон, проверяя водителей прямо на дороге. Как поясняют в пресс-центре прокуратуры, из местных СМИ прокуроры узнали о существовании практики совместных рейдов гаишников и приставов. Инспекторы ДПС тормозят на дороге водителей и, не имея к ним претензий по своему роду деятельности, тем не менее проверяют их по базе должников ФССП. Если долги (скажем, по алиментам или по штрафам) обнаруживаются – водитель передается приставам. В итоге у него могут конфисковать имущество и даже арестовать автомобиль. По факту публикаций была проведена прокурорская проверка, по итогам которой было принято решение, что облавы на дорогах незаконны», - сказано на сайте Газета.ру.
Свое решение прокуратура обосновала так:
- Согласно ч.1 ст. 27 Конституции России, все граждане имеют право на свободу передвижения. Поэтому останавливать их, при отсутствии в действиях водителей нарушений, нельзя. Противоречат совместные действия и п. 63 Административного регламента МВД РФ, описывающему основания для остановки автомобиля, где нет положений, разрешающих инспектору останавливать авто для обеспечения выполнения функций судебного пристава. А значит, и передачу документов от сотрудника ГИБДД судебному приставу можно оспорить.
По мнению прокуратуры, подобные рейды также не соответствуют смыслу и содержанию ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой «проведение каких-либо действий, предусмотренных указанным нормативным актом, возможно только в отношении лиц, участвующих в исполнительном производстве». То есть взыскатель и должник, лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, а также иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе: переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие».
Кстати, согласно приказу №185 МВД РФ, сотрудник полиции, остановивший транспортное средство не должен передавать на разбор водителя другим должностным лицам, все мероприятия с водителем обязан провести сам лично.
Таким образом, следует, что сотрудник ГИБДД, который вас остановил за нарушение правил дорожного движения, не имеет полномочий передать Ваши документы на разбор совсем иному должностному лицу (в данном случае — приставу), по иному производству.
Также служба судебных приставов имеет задачи исполнения судебных решений, ГИБДД орган, который регулирует дорожное движение.
Это значит, что эти две сферы деятельности никак между собой не пересекаются. Конкретных задач при совместных рейдах ГИБДД с приставами просто не может существовать.
Оспаривает совместные рейды и Российская газета, где в 2009 году также появилась статья о противоречащих закону совместных действиях ГИБДД и ФССП.
Но пока нет обращения в прокуратуру совместные рейды ГИБДД и УФССП, вероятно, будут продолжаться.
Напомним, что согласно п.63 административного регламента МВД РФ основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
• установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
• наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
• наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
• необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
• необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
• выполнение распорядительно-регулировочных действий;
• необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
• необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
• проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
• проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).